Великая Отечественная война. Блокада. 1941-1945.
Лукосяк Ю. П.
Последователи Дюперрона. - СПб: Арт-Экспресс, 2019.

1941

 

Девятого мая в Ленинградском Доме физкультуры (Фонтанка, 7) в восемь часов вечера прошел диспут под названием «Судья в советском футболе». Докладчиком выступил заслуженный мастер спорта СССР, судья Всесоюзной категории В. Д. Воног. Вход был свободным. Обилие публики, горячие споры…

Судья Владимир Донатович Воног, будучи ранее квалифицированным рабочим Кировского завода, работал преподавателем в институте им. П.Ф. Лесгафта. Но с началом ВОВ (11 июля) обратился к директору института с просьбой в связи с перерывом в учебных занятиях откомандировать его на завод для выполнения оборонной работы по специальности. Просьба была удовлетворена…

Футбол в годы Великой Отечественной войны не прекратил своего существования, но масштабы его резко сократились. Футбольные судьи, оставшиеся в Ленинграде, геройски переживали все трудности жизни в осажденном городе и одновременно проводили большую работу по судейству футбольных игр. В 1941 и 1942 годах проводились только отдельные товарищеские игры.

Набравший ход чемпионат страны, в котором команды-участницы провели разное количество матчей, был прерван в связи с началом Великой Отечественной войны. 22 июня в Ленинграде были отменены два матча чемпионата страны: «Зенит» (Ленинград) — «Спартак» (Харьков) и «Спартак» (Ленинград) — «Спартак» (Москва).

Ленинградские динамовцы, выехавшие ранее в Тбилиси, 24 июня провели последний матч прерванного чемпионата страны 1941 года с местными одноклубниками. После поражения в этом матче срочно засобирались домой, в Ленинград. У каждого динамовца в военном билете был прописан срок явки на случай начала войны. Не успевали вовремя… Волновались… По прибытии команда собралась на стадионе «Динамо» и приняла решение разойтись в разные стороны. Часть футболистов подалась на Литейный, 4 (в ОББ, Отдел по Борьбе с бандитизмом, при ленинградской милиции), а другая — в военкоматы для призыва в действующую армию. В ряды защитников Отечества влились многие ленинградские футболисты — Павел Батырев, Петр Горбачев, Виктор Набутов, Борис Орешкин, Лазарь Кравец, Евгений Улитин и др. Некоторые участвовали в рытье окопов под Ленинградом.

Часть футболистов ленинградского «Спартака» вместе с тренером Павлом Батыревым участвовала в кровопролитных боях на Лужском рубеже. Погибли шестеро из них: А. Симанович, С. Беспаленко, С. Аверин, С. Черных, И. Штрапенин и Евгений Шелагин. Спартаковец Павел Макаров попал в плен, после чего перешел на службу к немцам. Динамовцы (А. Николаев и А. Шапковский погибли в боях, а Петр Сычев — на милицейском посту в результате обстрела) служили в войсках НКВД и в милиции (в подразделениях по борьбе с бандитизмом, патрульной службе). Представители «Зенита» также принимали участие в боевых действиях. Большая же часть была эвакуирована в Казань, в деревню Дербышки, где участвовали в строительстве Государственного оптико-механического завода, играли в футбол на первенство города. Зенитовцы Самуил Козинец и Валентин Шелагин погибли в боях за Родину, как и представители «Красной зари»: А. Лемешев (брат Константина и Владимира) и В. Пономарев. Разведчик Лазарь Кравец стал кавалером ордена Славы, как и динамовец Сергей Северов, ставший после окончания войны зенитовцем. В кровопролитных боях в районе Невской Дубровки участвовал и санинструктор Петр Горбачев.

Руководство института им. П.Ф. Лесгафта с началом войны сформировало 13 истребительных отрядов из числа студентов и преподавателей. Заслуженный мастер спорта по хоккею с мячом (первый в стране!) Владимир Донатович Воног, преподаватель кафедры спортивных игр (пионер канадского хоккея в стране!), обратился к директору института с просьбой (в связи с отменой занятий) командировать его на Кировский завод для «выполнения оборонной работы по специальности». Просьба была удовлетворена. Классный специалист умер в первую блокадную зиму на рабочем месте от истощения, отказавшись от эвакуации…

От голода погибли в первую блокадную зиму и старые петербургские футболисты: Е. Тевяшов, В. Быстров, А. Григорьев, П. Григорьев, И. Березин, Б. Карнеев, Д. Лагунов, А. Уверский, С. Филиппов, Г. Филиппов и др.

В первых числах августа 1941 года руководство страны приняло запоздалое решение о сохранении кадров лучших футбольных команд. Коснулось оно немногих ленинградских спортсменов. Они были переправлены в Среднюю Азию, за Урал. Оставшиеся в городе работали на оборонных заводах, влились в ряды МПВО, проводили занятия по лечебной гимнастике для раненых в госпиталях (3. Клочкова, Т. Коневец, А. Гандельсман и др.), учили штыковому бою и метанию гранаты (знаменитая Мария Ефимовна Минина, Т. Налимова, К. Сидоренко), работали на Дороге жизни, служили в милиции.

 

1942

 

Первая блокадная зима стала самым тяжелым испытанием и повлекла за собой огромные человеческие жертвы. Коснулось это и спорта. Погибли многие. Их имена перечислены в «Книге памяти и славы ленинградских спортсменов», погибших в Великой Отечественной войне и блокаде, которая была издана городским спорткомитетом (в 1998, 2003 гг.). Основная масса городских спортсменов, кроме тех, кто ушел на фронт в первые месяцы войны, приняли участие в защите города.

Уже весной 1942 года в каждом районе города были созданы стационары, которые были похожи на Дома отдыха (сносное питание, режим). Если на первых порах в них поправлял здоровье руководящий персонал, то со временем туда попадали и спортсмены. Был такой стационар и на стадионе «Динамо». В «шайбе» (в клубе мастеров спорта) вечерами показывали кинофильмы, молодежь танцевала.

Летом 1942 года на стадионе «Динамо» учились штыковому бою и метанию гранаты. Занятия проводила Мария Ефимовна Минина — известная спортсменка, жена Артура Шехтеля.

На стадионе «Динамо» начиная с 1942 года (2-3 раза в месяц) проводились соревнования по легкой атлетике, волейболу, футболу, городкам. «Забойщиками» здесь выступали спортсмены 35-го батальона МПВО. Участвовали до 300 человек.

В конце первой блокадной зимы, унесшей жизни нескольких сотен тысяч горожан, динамовцы, служившие в милиции (заводилой выступил Валентин Васильевич Федоров), решили сыграть в футбол. Связались с зенитовцем Александром Ивановичем Зябликовым, работавшим на Металлическом заводе. Начали собирать команды, что было связано с немалыми трудностями. Командование Ленинградского фронта и руководство города подхватили эту идею. Было принято политическое решение о проведении матчей. Это был весомый ответ вражеской пропаганде, твердившей о том, что Ленинград — это «город мертвых». Прошедшие матчи стали символом стойкости, укрепили веру в неминуемую победу над врагом!

Первый из матчей, ставший символом блокадного футбола, о котором писала пресса, состоялся 31 мая 1942 года на запасном поле стадиона «Динамо». Встречались команды «Динамо» (ее комплектовал Валентин Федоров) и команда Н-ского завода (команда Металлического завода; Александр Зябликов). Победили динамовцы — 6:0.

«Динамо»: В. Набутов — М. Атюшин, В. Иванов, Б. Орешкин, Вал. Федоров, А. Алов, К. Сазонов, Е. Улитин, Александр Ив. Федоров, А. Викторов, Г. Московцев.

«Н-ский завод»: И. Куренков — А. Фесенко, Г. Медведев, А. Мишук, А. Зябликов, А. Лебедев, И. Горелкин, И. Смирнов, И. Смирнов, И. Горбачев, В. Лосев.

Судья: Павел Павлович Павлов — председатель футбольно-хоккейной секции при Городском комитете по делам физической культуры и спорта. Секретарем секции был один из старейших футболистов Петрограда Дмитрий Михайлович Родионов. Он аккуратно вел всю документацию, фиксировал результаты всех матчей начиная с 1943 года.

Динамовцы готовились к этому матчу, проведя несколько тренировок. В. Набутов, Б. Орешкин, Е. Архангельский и Е. Улитин прибыли с передовой, имея на руках командировочные удостоверения. Часть игроков служили в ленинградской милиции.

У заводских спортсменов (Государственный союзный завод №371 им. И. В. Сталина) было немало проблем с составом. Еще 5 августа 1941 года железнодорожный состав с оборудованием (станками) увез в эвакуацию, в Казань (были приписаны к п/я 237), группу футболистов «Зенита» (В. Смагин, Б. Чучелов, Б. Левин-Коган, Петр Дементьев, А. Пшеничный, А. А. Федоров и др.) и «Динамо» (В. Лотков, О. Ошейков, Забелин, Василенко и др.) с семьями.

Часть игроков готовились к матчу… в заводском стационаре. Причина — сильное истощение. Вратаря не нашли, поставили на его место защитника Ивана Куренкова — будущего капитана «Зенита», обладателя Кубка СССР 1944 года. Н. Горелкин (хоккеист) и Лосев играли в футбол посредственно.

Подбадривая и помогая друг другу, футболисты отыграли два тайма по 30 минут. Силенок многим не хватало, но все старались довести матч до конца. Репортаж о матче позднее записали на пленку, а затем перевели на немецкий язык и воспроизвели на передовой через «рупоры», установленные на передвижные машины. Немцы были шокированы…

После матча игроки договорились о матче-реванше. Он состоялся 7 июня и закончился вничью — 2:2.

«Динамо»: Гаврилин — Атюшин, Титов, Орешкин, Вал. Федоров, Московцев, Сазонов, Ал. Федоров, Алов, Викторов, Иванов.

«Н-ский завод»: Понугаев — Г. Медведев, Фесенко, Зябликов, Лебедев, Куренков, Н. Горелкин, И. Смирнов, Абрамов, Н. Смирнов, Канин.

Судья: Николай Харитонович Усов.

В воротах у «заводских» стоял известный хоккеист Понугаев, а Иван Куренков переместился на привычное место, в полузащиту. Снова играл хоккеист Николай Горелкин.

В память о матче, сыгранном 31 мая, в 90-х годах на стадионе «Динамо» была установлена памятная доска с именами футболистов.

Что касается вышеупомянутых блокадных футбольных матчей, то и здесь не совсем все известно. Сколько же их было на самом деле? Вопросов много и по сей день.

Важно другое: их воздействие на окружающих было настолько жизнеутверждающим, ошеломляющим, что возникла идея сохранения одной из команд-участниц, а именно «Динамо» (довоенный состав почти весь был сохранен) в пропагандистских целях. Команду отправили с показательными играми по городам страны в длительное турне.

«Ленинград жив, борется и победит врага!» — таков был лейтмотив, который сопровождал ее выступления на футбольных полях страны. Эти матчи убедили всех, что футбол — это эффективное средство в борьбе с врагом, помогает укрепить дух, стойкость. Решено было сохранить динамовскую команду, отозвав ряд игроков в Ленинград. Начались регулярные тренировки, поездки. Команда за время войны посетила многие города страны, была в Поволжье, на Урале, в Закавказье и Средней Азии.

Зенитовцы Б. Грищенко, Н. Смирнов, С. Медведев, А. Зябликов, Л. Дорофеев (умер зимой 1942 года от истощения), А. Лебедев трудились в цехах Металлического завода. Шоферы Г. Медведев и Александр Коротков работали на Дороге жизни, связывавшей осажденный город с Большой землей.

19 июля 1942 года, во Всесоюзный день физкультурника, на стадионе им. В. И. Ленина в присутствии нескольких сотен зрителей, разместившихся на единственной уцелевшей железобетонной трибуне, было проведено несколько матчей. В финале встретились команды второго и третьего райсоветов «Динамо» (первые и победили — 13:1). Об этом писали газеты. Кинохроника запечатлела фрагменты этих матчей.

Возродился Всевобуч. В Ленинграде, в каждом районе города были созданы военноучебные пункты (ВУП). Многие юноши, освобожденные от работы, проходили в них специальный курс военной подготовки. При ВУПах создавались футбольные команды. Летом 1942 года они провели чемпионат Ленинграда (строго по календарю) среди юношей. Главным судьей турнира был Павел Павлович Павлов.

Голодная смерть в блокадном Ленинграде вырвала из судейской Коллегии 19 судей, в том числе И. А. Березина, В. А. Быстрова, В.Д. Вонога, Д. А. Лагунова, А. М. Григорьева, М. П. Потапова, Р. К. Апсита и многих других членов Коллегии.

 

1943

 

Летом в блокадном Ленинграде был проведен розыгрыш первенства города по футболу. Участвовало 19 команд, которые составили три группы. С 15 августа начался розыгрыш Кубка Ленинграда. Всего надо было провести 127 игр, из которых 27 игр не состоялось по причинам военного времени.

Обслуживали эти игры 24 судьи: В. С. Писарев, Г. И. Баженов, А. А. Михайлов, Д.М. Родионов, Г. Ф. Гостев, В.П. Ласман, В. А. Кусков, П.П. Павлов, М.К. Евдокимов, А.Ф. Лабошин, А. А. Гаврилин, Д.М. Журавлев, Н.Х. Усов и др.

 

1944

 

В начале 1944 года Председатель Комитета физкультуры и спорта Василий Снегов предпринял попытку провести чемпионат СССР по футболу. Завершилась она неудачно, хотя в декабре 1943 года профсоюзный лидер Николай Шверник по поручению ЦК партии утвердил календарь спортивных соревнований на 1944 год (в нем фигурировал и футбол).

Команды начали подготовку к сезону кто на юге, кто в столице. «Зенит» вернулся из Москвы в Ленинград сразу после полного снятия блокады в январе 1944 года. Команда обустраивалась, семейным давали квартиры, тренировки проводились регулярно. К команде примкнул Иван Куренков. Тренером стал Константин Лемешев.

Во второй половине апреля был дан отбой. Не нашлось финансов на предстоящий турнир. Тогда 19 июня В. Снегов обратился к К. Ворошилову с просьбой провести соревнования на Кубок СССР с участием 24 команд (их перечень утверждался Комитетом). Ходатайство Снегова было удовлетворено 20 июля 1944 года, и через десять дней турнир стартовал. К 13 командам мастеров добавили еще 11. Принцип их отбора был не ясен никому.

Зенитовцы на старте сенсационно обыграли московских динамовцев — 3:1, а следом с превеликим трудом и их вторую команду — 0:0,1:0. Затем на их пути оказалось бакинское «Динамо» — 1:0. Полуфинальный поединок с московским «Спартаком» был очень тяжелым и опять потребовал проведения двух матчей — 2:2,1:0. Победы были вырваны с большим трудом, с огромным напряжением сил.

Соперником по финалу стали московские армейцы («Трактор» Сталинград — 5:0, «Локомотив» Москва — 5:0, «Динамо» Ленинград — 4:1, «Торпедо» Москва — 3:2), которые не играли ни одного дополнительного матча. Они считались безоговорочными фаворитами финала.

27 августа 1944 года. Москва. Стадион «Динамо». 70 000 зрителей. Судья: Э. Саар (Таллин).

«Зенит» Ленинград — «ЦДКА» Москва 2:1 (0:1).

Иванов — Копус, Куренков, Пшеничный — Бодров, Яблочкин — Левин-Коган, Н. Павл. Смирнов, Чучелов, Ал. Ларионов, Сальников.

Никаноров — Прохоров, Кочетков, Лясковский, Виноградов (53, Шлычков), Щербаков, Гринин, Николаев, Федотов, Щербатенко, Демин.

Голы: Гринин (35), Чучелов (58), Сальников (68).

Армейцы имели на отдых целую неделю, а «Зенит» — только четыре дня. Москвичи усиленно тренировались, а ленинградцы по большей части отдыхали — экономили силы.

До перерыва москвичи имели подавляющее преимущество, которое реализовали только однажды (Гринин). Леонид Иванов творил чудеса. Из-за травмы Федотова армейцы играли второй тайм фактически вдесятером (одна замена уже состоялась). Ответный мяч после индивидуального слалома забил Чучелов. А победную точку поставил Сергей Сальников.

Команда с Кубком вернулась в Ленинград на «Красной стреле». Тысячи людей встречали победителей. Речи, парады, приветствия. Затем длинный кортеж автомобилей доставил победителей во Дворец труда, где состоялась торжественная часть. Игроки за победу получили памятные дипломы и медали «За оборону Ленинграда». Игроков наградили также часами и кожаными коричневыми пальто с серым каракулевым воротником (производство США)…

В Чемпионате Ленинграда 1944 года (28 мая — 25 октября, две группы) приняли участие 14 команд. Игры прошли в два круга. В итоговой таблице первой группы команды расположились в следующем порядке: часть Лобанова, Всевобуч, «Динамо», Кировский завод, «Судостроитель», «Локомотив» и «Зенит». Динамовцы реабитировались в IV Кубке города, обыграв в финале чемпиона — 2:0. В команде части Лобанова (выиграла в этом сезоне и Кубок Балтийского флота) тон задавали известные спортсмены: Антонин Сочнев, капитан команды Константин Ефимов и др.

Всего за весенне-летний и осенний сезоны 1944 года в Ленинграде было проведено 336 футбольных игр. За годы войны многие судьи проводили работу по судейству не только в родном городе: А. А. Румянцев и И.М. Горелкин — в Новосибирске, В.Ф. Вершинин и П.А. Белов — в Омске. В Челябинске в годы войны активную роль в работе местной коллегии судей играли А. И. Гарфункель, И. А. Мордвин-Щедро, Г.К. Абрамов, С.М. Теслер и Н.С. Лобачевский…

Лукосяк Ю. П.

Последователи Дюперрона. 110 лет Коллегии арбитров федерации футбола Санкт-Петербурга 1909-2019.

Глава V. Великая Отечественная война. Блокада. 1941-1945. —

СПб: Арт-Экспресс, 2019. — СС. 153-163.