Расследования. Фото 3.

Памятуя о совете Кирилла Викторовича Набутова самым внимательным образом рассмотреть кинохронику ЛенТАСС от 19 июля 1942 года, зафиксировавшую футбольный матч на стадионе имени В.И. Ленина в День физкультурника, мы вновь обратились к этому материалу и обнаружили одну закономерность, плавно переходящую в очевидную странность. Во всех документальных фильмах, в которых использовалась эта кинохроника ЛенТАСС, в кадрах с болельщиками присутствовал лишь один знаменитый писатель Николай Тихонов (см. «Расследования». Фото 2).

Однако аналогичные телевизионные сюжеты, использовавшие ту же самую кинохронику значительно позднее, запечатлели рядом с Н.С. Тихоновым его соседей по трибуне. Так уж получилось, что современные телеканалы располагали более продолжительным сюжетом, нежели тот, что использовали ленинградские документалисты. Не станем утверждать, что это произошло из-за купюр, вызванных вмешательством цензоров (эту версию нам еще только предстоит рассмотреть), а сосредоточимся на кадре, «выпавшем» со временем из кинохроники ЛенТАСС.

Интересно, кто же эти люди? Человека, сидящего в центре, мы распознали довольно легко, так как фотографии блокадной поры сразу указывали на легендарного Петра Сергеевича Попкова (1903-1950) – председателя Ленгорисполкома в 1939-1946 годах, одного из главных организаторов и руководителей обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В 1946 году П.С. Попков возглавил Ленинградский обком и горком ВКП(б).

13 августа 1949 года он был арестован и 1 октября 1950 года расстрелян. В 1954 году приговор отменили, и П.С. Попкова полностью реабилитировали (посмертно).

А вот с двумя соседями П.С. Попкова на стадионе имени В.И. Ленина дело оказалось куда сложнее, и мы были вынуждены обратиться к эксперту.

Представим его нашим читателям.

Кирилл Анатольевич Болдовский

Научный сотрудник отдела современной истории России Санкт-Петербургского института истории РАН. Автор монографии «Падение «блокадных секретарей». Партаппарат Ленинграда до и после «ленинградского дела»». Ответственный редактор сборника документов «Журнал посещений А.А. Жданова. 1941-1944 гг.», ответственный составитель сборника документов «Блокада в решениях руководящих партийных органов Ленинграда. 1941-1944». Автор статей по истории блокады и истории системы управления в СССР в 1940-х — 1950-х гг. Заместитель главного редактора научного журнала «Новейшая история России», заместитель директора «Фонда исследования проблем новейшей истории».

Кирилл Анатольевич уверенно определил соседа Н.С.Тихонова справа.

Это также один из руководителей города в период блокады – заместитель председателя Ленгорисполкома Василий Макарович Решкин (1899-1973).

В 1938-1940 гг. он возглавлял Петроградский райсовет, а 3 января 1940 года был избран заместителем председателя Ленгорисполкома.

С именем В.М. Решкина прежде всего связано руководство трамвайно-троллейбусным и автотранспортным управлениями, а также «Водоканалом». Во многом благодаря усилиям Василия Макаровича в блокадном Ленинграде 15 апреля 1942 года пошел первый трамвай. Кроме того, В.М. Решкин руководил захоронением жертв блокады на Пискарёвском, Серафимовском и других кладбищах Ленинграда.

23 октября 1950 года, оставаясь на посту заместителя председателя Ленгорисполкома, он был арестован и приговорен к 15 годам нахождения в ИТЛ. Освобожден и полностью оправдан в 1954 году. В дальнейшем работал заместителем начальника Специального конструкторского бюро в Ленинграде.

С соседом Н.С. Тихонова слева дело оказалось сложнее всего.

Этот человек оказался очень похожим на нескольких руководителей блокадного периода. В результате нам пришлось положиться на одну из версий, которую выдвинул К.А. Болдовский. Подчеркиваем, это лишь версия, и предлагаем нашим читателям включиться в расследование, чтобы найти точный ответ на последний из трех вопросов.

Итак, рискнем предположить, что это — Федор Исаакович Машанский (1894-1991) – глава Ленгорздравотдела Ленинграда в годы блокады. Одновременно он продолжал руководить Травматологическим институтом. Многие тысячи ленинградцев были спасены от смерти в результате мероприятий органов здравоохранения под руководством Федора Исааковича. Он непосредственно руководил также противоэпидемическими мероприятиями и обеспечил успешную борьбу с инфекционными заболеваниями. Одновременно работал и как высококвалифицированный нейрохирург. Спас не одну сотню раненных бойцов и командиров.

В июне 1949 года Ф.И. Машанский был уволен и уехал в Новосибирск. Затем находился на преподавательской работе в вузах Ленинграда. В середине 1950-х годов стал заведующим нейрохирургическим отделением Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева.

Вот его послевоенная фотография.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *