Этот голос знал весь Ленинград
Генкин Давид
Комсомольская правда - Санкт-Петербург. - 10.04.2017.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Сегодня — сто лет со дня рождения популярнейшего спортивного комментатора Виктора Набутова


Фото предоставлено Кириллом Набутовым

Одно из воспоминаний далекого детства. Затаив дыхание, сижу возле маленького черно-белого телевизора и слушаю репортаж Виктора Набутова о поединке с участием одной из ленинградских команд – «Зенита», СКА, «Спартака». «Набутова всегда интересно слушать, — говорит сидящий рядом отец. – Он хорошо читает игру, остроумен, интеллигентен».

Да, Виктор Набутов превращал репортажи в спектакли в хорошем смысле этого слова. Смотрел на игру глазами компетентного и любящего свою команду болельщика, когда надо – критиковал спортсменов, но никогда не опускался до издевки и зубоскальства. «Где же ваша скорость, Вячеслав? – с доброй иронией вопрошал комментатор, когда очень известный форвард СКА, один из братьев Солодухиных, не успевал к шайбе.

Уровень популярности Виктора Набутова был недостижимо высок для подавляющего большинства нынешних комментаторов. В шестидесятые – семидесятые годы огромное количество людей утверждали, что знакомы с Виктором Сергеевичем, встречались с ним при самых разных обстоятельствах. Чаще всего, придумывали. Но это была изнанка популярности.

«Комсомолка» вспомнила пять ярких и интересных фактов из жизни знаменитого комментатора.

Отца расстреляли в 1937 году

В 1935 году после убийства Кирова семью Набутова выслали из Петербурга в Оренбург. В октябре 1937 года глава семейства Сергей Григорьевич был расстрелян. В квартире его внука, тоже талантливого журналиста Кирилла Набутова, в специальной папке хранятся копии связанных с расстрелом документов: «Обвинительное заключение по следственному делу № 2742 по обвинению Набутова Сергея Григорьевича», «Выписка из протокола тройки УНКВД Оренбургской области». Внук затратил много времени и сил, что выяснить судьбу своего деда. Есть в этой папке и еще один документ: копия письма Виктора Набутова на имя товарища Сталина, датированное 10 декабря 1935 года. Восемнадцатилетний юноша, который к тому времени успешно занимался несколькими видами спорта, был мастером спорта по волейболу, просит вождя разрешить ему вернуться в Ленинград, продолжить учебу, выступать за спортивные коллективы города. А также разобраться с высылкой семьи.


Фото предоставлено Кириллом Набутовым. Юношеская сборная Ленинграда по русскому хоккею. Третий слева во втором ряду Виктор Набутов

Трудно сказать, читал ли Иосиф Виссарионович это письмо. Но в 1936 году Виктор Набутов вернулся в Ленинград.

Жизнь спас … «Петр I»

Виктор Сергеевич был истинным ленинградцев, своим для болельщиков, да и вообще для всех горожан. В годы Великой Отечественной войны воевал на Ораниенбаумском плацдарме и на Невском пяточке. 31 мая 1942 года участвовал в легендарном блокадном матче между «Динамо» и командой Металлического завода: защищал ворота динамовцев. Спустя много лет Кирилл Набутов, сделал пронзительный, страшный в своей правдивости фильм «Блокада». Автор рассказывал, что во время войны его отцу спас жизнь … роман Алексея Толстого «Петр I». Пуля немецкого снайпера угодила в книгу, которая была в вещевом мешке Виктора Сергеевича.

Любовь к пению едва не довела до цугундера

В 1948 году Виктор Набутов из-за травмы завершил футбольную карьеру и переквалифицировался в комментаторы. Освоиться в профессии ему помогала жена Светлана Мефодьевна Тихая, которая работала на Ленинградском радио, в музыкальной и детской редакции.

Впрочем, журналистская карьера Виктора Набутова могла быстро оборваться. Комментатор обладал хорошими слухом и голосом, часто пел в дружеских компаниях. И это едва не довело его до цугундера. За исполнение и распространение блатных песен Набутова отстранили от эфира и предали суду. В ту пору энтузиасты записывали песни на рентгеновских пленках, это называлось «музыка на костях», а затем их нелегально распространяли.

По словам Кирилла Набутова, несмотря на суровое время, судебный процесс принял анекдотический характер:

— На заседание пригласили эксперта-музыковеда. Тогда папа попросил слова: «Граждане судьи! Да этот же эксперт у меня дома, когда я исполнял эти песни, стоял возле рояля и притоптывал в такт ногой!»

Комментатора не осудили. Но с радио он на время вылетел.

Предлагал болельщикам скинуться…

И это было не последнее отстранение Виктора Набутова от эфира. Молодому болельщику в это трудно поверить, но в середине шестидесятых годов в Ленинграде, в отличие от ряда городов бывшего СССР, не было Дворца спорта с искусственным льдом, хоккеисты СКА играли на открытом воздухе. Руководство «великого города с областной судьбой» к спорту было равнодушно. «Юбилейный» строили как подарок ленинградцам к пятидесятилетию Октябрьской революции. В какой-то момент из-за проблем с финансированием работы застопорились. Тогда Набутов в прямом эфире с едкой иронией предложил болельщикам скинуться на строительство важного объекта. Такого в ту пору не могли простить даже любимцу города. На какое-то время его голос исчез из эфира.

22 апреля 1971 года в «Юбилейном» состоялся исторический матч СКА – «Спартак», победив в котором армейцы впервые в истории взошли на пьедестал почета чемпионата страны — завоевали бронзовые медали. Комментировал поединок Виктор Набутов.


Фото предоставлено Кириллом Набутовым. Вместе с другом главным тренером хоккейной сборной СССР и московского «Динамо» Аркадием Чернышевым

А еще и «наездник»

Виктор Сергеевич мог комментировать соревнования по самым разным видам спорта. Включая и те, которые не очень популярны. В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене обстоятельства сложились так, что Набутову пришлось вести репортаж с состязания конников. Причем узнал он об этом в самый последний момент. Комментатор всю ночь штудировал специальную литературу, утром побеседовал со специалистами.

Репортаж получился классный. Кто-то из коллег даже воскликнул: «А, Набутов, оказывается, еще и наездник».

Мнение коллег

Эрнст Серебряников

Виктор Сергеевич был своим человеком для ленинградцев. Его приглашали на встречи с трудящимися предприятий, многие хотели с ним познакомиться.

При этом Виктора Набутова отличала внутренняя свобода. Он мог сказать в эфире то, что не решались сказать его коллеги. А еще был очень остроумен и ироничен.

Помню, однажды на баскетбольный матч пришел главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. Накануне премьеры в своем театре. В момент, когда-то из баскетболистов «Спартака» бросил мяч мимо кольца, камера выхватила Владимирова, который схватился за голову. Голос комментатора: «Не волнуйтесь так, Игорь Петрович! В этот раз промахнулся, в следующий – попадет. А у вас завтра – премьера».

Геннадий Орлов

В Викторе Набутове, у которого я многому научился, меня более всего поражали компетентность и чувство справедливости. Оценки, которые он давал, всегда были точны и объективны. Я знаю, что футболисты его уважали, прислушивались к его мнению. «Ты слышал, что о тебе сказал Набутов», — говорили они друг другу. Кто-то на него обижался, называл «голосом Москвы». Но подобное неизбежно в работе честного и профессионального журналиста.

Давид Генкин