Летописец блокадного Ленинграда
Попов Г.
Правда Севера. - 15.01.1983.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

ПО-РАЗНОМУ складывались судьбы питомцев архангельской мореходки. Жизнь большинства из них была тесно связана с морем. Но были и исключения — порой самые неожиданные.

Впервые о Валерии Михайловиче Соловцове я услышал от известного северного капитана В. В. Глотова, учившегося вместе с ним. На поиски ушло несколько лет. Наконец, в моих руках оказался интересный документальный материал…

Отец Валерия Михайловича — М. Н. Соловцов в 1917 году был избран в Архангельский Совет и работал в комиссии по национализации флота. С захватом Архангельска интервентами он был арестован, осужден на 15 лет каторги, а затем брошен в лагерь смерти — на остров Мудьюг. При бегстве белогвардейцев и интервентов с Севера М. Н. Соловцов в числе других арестованных был увезен заложником в Англию. С большим трудом впоследствии ему удалось вернуться на Родину.

Своеобразно сложился и жизненный путь Соловцова-младшего. После освобождения Севера от интервентов, летом 1920 года, учащийся первого курса техникума водного транспорта Валерий Соловцов принимает участие в первой Карской хлебной экспедиции. В арктическое плавание он шел на ледокольном пароходе «Владимир Русанов» в должности матроса 2-го класса. По окончании рейса Соловцов получил от капитана судна отличную характеристику. Казалось, перед ним открывалась ясная перспектива работы на море.

Но он неожиданно и круто меняет свою жизнь. Не закончив учебу, уезжает в Москву, поступает в электротехнический институт, увлекается кинематографом, занимаясь по вечерам в студии у известного режиссера и артиста В. Р. Гардина. С этого времени работа в кино стала делом его жизни. Вскоре Валерий Михайлович переехал в Ленинград, где поступил в институт сценических искусств. Еще в годы учебы он стал сниматься в фильмах киностудии «Союзкино». Жена Соловцова Лариса Александровна сообщила, что Валерий Михайлович успешно снимался в главных и первых ролях в кинофильмах: «Катька — бумажный ранет», «Парижский сапожник», «Обломок империи», «Мятеж», «Крестьяне», «Три товарища», «Вратарь» и ряде других. На киностудии «Союзкино», а затем «Ленфильм» В. М. Соловцов проработал 12 лет актером и ассистентом режиссера, приобрел большой практический опыт работы в кино.

Кадр из фильма «Вратарь». Слева — В. М. Соловцов в роли капитана футбольной команды «Гидраэр».

В 1937 году Валерий Михайлович перешел работать режиссером на Ленинградскую студню кинохроники. В те годы он создает фильмы: «Дети героической Испании», «На родине капитанов». Последний из них — дань своей неосуществившейся юношеской мечте.

В 1940 году Соловцов снимает фильм «Линия Маннергейма». И с этого времени военная тема на долгие годы становится основной в его творчестве. Началась Великая Отечественная война, и кинорежиссер Соловцов остается в блокадном Ленинграде.

…12 января 1943 года после мощной артиллерийской подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в решительное наступление. В результате напряженных семидневных боев наши войска разгромили пять немецких дивизий и 18 января соединились в районе Рабочего поселка № 1. Блокада Ленинграда была прорвана. В том же 1943 году на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Ленинград в борьбе». Создателям его, в том числе режиссеру Валерию Михайловичу Соловцову, была присуждена Государственная премия.

О том, как создавался этот фильм, рассказывает сам В. М. Соловцов на страницах сборника «С пером и автоматом», вышедшего в 1964 году:

«Объективы наших кинокамер запечатлели формирование первых частей народного ополчения. Под открытым небом, на Марсовом поле ополченцы получали солдатскую форму, винтовки и прямо оттуда маршем уходили к фронту. Кинооператоры снимали рабочие добровольческие батальоны, сформированные в цехах Кировского завода, «Электросилы», «Большевика» и других ленинградских предприятий, отряды моряков-балтийцев, отправлявшихся на сухопутный фронт со своих боевых кораблей, надолго вставших на прикол у невских набережных.

Начались бомбежки и обстрелы, и кинохроникеры втаскивали свою аппаратуру па крыши и чердаки, чтобы заснять бесстрашных часовых Ленинграда, бойцов местной противовоздушной обороны. Под бомбами и снарядами они снимали в заводских цехах рабочих и работниц, которые не отходили от своих станков даже в часы обстрелов и воздушных тревог; снимали ленинградцев, возводивших на улицах укрепления и баррикады, строивших доты и пулеметные гнезда».

Попадая под артиллерийские обстрелы, операторы пуще самой жизни берегли аппараты и кассеты со снятой пленкой. Ведь каждый ее кадр рассказывал, как город жил и боролся. Напрягая последние силы, работал над рукописью будущей книги Борис Асафьев. Архитектор академик Александр Никольский при свете коптилки рисовал проекты арок Победы, под которыми должны были пройти наши солдаты, возвращаясь в родной город.

По умолкшим залам Эрмитажа ходил бессменный их хранитель академик Иосиф Орбели. В залах публичной библиотеки, как и в недавнее мирное время, работали ученые, инженеры. студенты. Свою седьмую симфонию создавал Дмитрий Шостакович…

«Все эти драгоценные кадры, — пишет В. Соловцов, — вошли в летопись Отечественной войны. И в нашу картину.

Операторы А. Погорелый, Г. Трофимов, Г. Симонов засияли все этапы создания и работы ледовой «Дороги жизни», проложенной через Ладожское озеро, самоотверженный труд людей, обслуживающих трассу и снабжавших город продовольствием и боеприпасами. Деля с бойцами все тяготы и невзгоды, операторы снимали боевые действия Ленинградского фронта».

Наступило самое тяжелое время. Вышел из строя водопровод, прекратилась подача электроэнергии. Улицы города опустели. Заваленные снегом, искалеченные вражескими снарядами, стояли трамваи и автобусы. Медленно, шатаясь от слабости, брели мимо них редкие прохожие.

«…Именно в эти страшные дни все мы поняли, — вспоминал Валерий Михайлович, — что каждый метр пленки, каждый кадр, снятый в осажденном городе, каждый эпизод героической ленинградской эпопеи станет бесценным сокровищем для истории. Мы знали — нам не простится, если мы не сохраним для будущих поколений великий подвиг защитников Ленинграда!»

Вся страна смотрела этот фильм. Советские люди видели на экране не только огромнейшие трудности, переживаемые осажденными ленинградцами, но и непоколебимое их мужество. Зрители этого фильма видели и чувствовали, что защитники Ленинграда выстоят и отстоят город Октябрьской революции. Фильм вселял глубокую уверенность в нашей победе.

Следует отметить, что всю премию создатели фильма внесли в фонд обороны страны. В дальнейшем на эти средства был построен танк.

С 1943 года и до конца войны Валерий Михайлович возглавлял Ленинградскую фронтовую группу кинохроники. Теме обороны блокадного Ленинграда он был верен до конца своей жизни. В разные годы им были созданы полнометражные документальные фильмы: «Подвиг Ленинграда», «900 незабываемых дней», «Город на Неве».

За заслуги в области советского киноискусства в 1964 году В. М. Соловцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Несколько лет он был членом Комитета по кинематографии при Совете Министров РСФСР, возглавляя в то же время Ленинградскую студию документальных фильмов.

В одном из писем, которое хранится сейчас в музее нашего училища, Лариса Александровна писала о муже: «…Он считал себя питомцем архангельской мореходки, очень часто рассказывал о годах учебы и плаваниях в Арктике; особенно замирал, когда видел парусники, и в шутку и всерьез считал себя морским волком».

Не довелось водить суда по морским просторам Валерию Михайловичу Соловцову — более сильным оказалось другое его увлечение. По его фотография по праву занимает место на одном из стендов училищного музея. Ведь в начале своего прекрасного жизненного пути он воспитывался в стенах старейшей мореходки страны и всегда помнил об этом.

Г. ПОПОВ.
Зав. музеем истории Архангельского мореходного училища имени капитана В. И. Воронина.