Подвиг спортсменов
Панфилов Владислав
Вечерний Санкт-Петербург. – № 94 (724), 08.09.2021.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Несмотря на все ужасы, пережитые нашими земляками за страшные 872 дня блокады, спортивная жизнь в нашем городе не замирала. Один из самых главных символов мужества и стойкости города на Неве – футбольный матч, который состоялся 31 мая 1942 года на стадионе «Динамо». Но не только.

Подвиг спортсменов – защитников города на Неве нашел отражение в новой книге «Блокадный футбол. История легендарных матчей». Это масштабное изыскание, основанное исключительно на документальных материалах, представили на днях в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.

Авторы – один из основателей в Ленинграде организованного движения футбольных болельщиков «Зенита», которое в прошлом году отметило 40-летие, журналист, киновед и футбольный комментатор Алексей Дунаевский и краевед, историк спорта Сергей Румянцев – несколько лет работали в архивах, в библиотеках, встречались с родственниками футболистов. По их мнению, историю блокадного футбола окружает множество неточностей и даже откровенных мифов. В частности, что поле стадиона «Динамо» было в воронках от снарядов. А матчи команд проходили под авианалетами.

«Мы по крупицам находим документы. Очень плохо, что мифы о блокадных матчах настолько живучи – до сих пор датой первого матча упоминается 6 мая 1942 года. И надо продолжать эти мифы развеивать, – убежден Алексей Дунаевски­й. – В течение долгих десятилетий, произнося «спорт в блокадном Ленинграде», подразумевают футбол. Хотя это не совсем так. Футбол в то время занимал важное место, но не первостепенное. Другое дело, какие последствия вызвал первый матч, проведенный 31 мая. Он воскресил футбол как таковой, выведя его снова на передний план».

Тот самый матч

Идея провести этот матч возникла в апреле 1942 года. Военный совет Ленинградского фронта принял решение о проведении игры на стадионе «Динамо».

«Представлялось очень важным, чтобы первый матч сыграли люди, которых прекрасно знали футбольные болельщики, – уверяет Сергей Румянцев. – При этом первоначально собирались проводить именно встречу «Динамо» – «Зенит». Потому что Валентин Федоров разыскивал для своей команды только динамовцев, а Александр Зябликов для своей – только зенитовцев. Но с первой попытки это не удалось. Хотя Зябликов договорился с 13 игроками. Однако с военного завода играть в футбол просто так не уйдешь, тем более что страна жила по семидневной рабочей неделе с «плавающим» выходным днем».

Проблема состояла еще и в том, что как таковой команды мастеров «Динамо» в городе не существовало. Четыре игрока довоенной поры, в частности, уже погибли. Один, будучи тяжело раненым, лечился на Большой земле. А еще семерых, которые обладали рабочими специальностями, эвакуировали в Казань. Непосредственно в городе находились Аркадий Алов, Константин Сазонов, Валентин Федоров и Александр Федоров, которые вошли в состав органов внутренних дел. Футболистов постепенно стали отзывать с фронта. С Балтфлота прибыл старшина Борис Орешкин, командир боевого катера. Из медсанбата под Красным Селом – санинструктор Анатолий Викторов. С Ораниенбаумского плацдарма – вратарь, будущий выдающийся спортивный комментатор Виктор Набутов.

В итоге в матче, состоявшемся 31 мая 1942 года, участвовали команда «Динамо» и «Команда Н-ского завода» (так тогда зашифровывался знаменитый ЛМЗ – Ленинградский металлический завод). «Динамо» победило – 6:0. С поля игроки уходили, обнявшись, поддерживая друг друга.

«Они просто радовались тому, что встретились, вышли на поле, – рассказывает Алла Шереметьева, дочь игрока Александра Зябликова. – Отец записывал свои воспоминания. В них есть подробности, что они 31 мая отработали смену на заводе и к пяти вечера пешком отправились на стадион «Динамо», так как трамваи на Крестовский остров тогда не ходили».

Футбольная массовость

«Для очень многих современников блокадный футбол начинается 31 мая и тогда же заканчивается, – продолжает Алексей Дунаевский. – А ведь это только начало истории, которая завершается лишь 27 января 1944 года. Она охватывает множество событий, а также десятки футбольных матчей различного уровня».

Действительно, согласно изысканиям историков, футбол в то время стал в городе на Неве массовым явлением. Новый импульс он получил уже в 1943 году – только в первенстве Ленинграда участвовали не менее шестисот игроков. А матчи проводились на стадионах имени В. И. Ленина, «Динамо», «Красная Заря», а также на арене на проспекте Бенуа (дом № 1/3) и на стадионе «войсковой части полковника Андреева».

Первенство города, проводившееся в два этапа с 4 июля по 31 октября, выиграла команда 36-й запасной стрелковой бригады генерал-майора Якова Быстрова-Коннова. Кубок Ленинграда, который разыгрывался с 15 августа по 5 сентября с участием 16 коллективов, завоевал клуб «Динамо». Кроме того, восемь команд (общим числом 97 человек) оспаривали по олимпийской системе (про­игравший сразу выбывал) Кубо­к Ленинградского областного совета «Динамо». Наконец, в том же огненном 1943-м состоялась серия игр на Кировском заводе и спартакиада Балтийског­о флота.

Остается добавить, что в летнем спортивном сезоне того года на футбольные поля в различных матчах выходили до 730 мастеров кожаного мяча. Если учесть, что во всем Ленинграде (по состоянию на 1941 год) насчитывалось около 5500 футболистов, признаем: столь высокий уровень организации футбольного процесса в условиях города-фронта – это настоящий спортивный подвиг.