Ленинград… Блокада… Футбол…
Ефремова Л., Моносова К.
Турбостроитель. - № 17, 22.05.1992.

Этот футбольный матч прерывался артобстрелом. Зрителей было немного — главным образом раненые бойцы из ближайшего госпиталя. Команда Н-ского завода проиграла ленинградскому «динамо». «Н-ский завод» — так назвали наш ЛМЗ.

31 мая 1942 года состоялся тот легендарный матч. На запасном поле стадиона «Динамо». Он остался в истории отечественного футбола как память о тех несгибаемых людях, которых действительно нельзя было победить.

На территории Металлического установлены две мемориальные доски, отражающие события военной поры. На одной из них золотыми буквами высечены имена людей, погибших на заводе во время артиллерийских обстрелов. Вторая, изготовленная рабочими 26-го цеха, посвящена Герою Советского Союза В. Я. Петрову.

Но, наверное, не все турбостроители знают о том, что на фронтоне главного входа стадиона «Динамо» есть памятная доска, отражающая еще одну прекрасную страницу истории завода во время блокады Ленинграда. На сером граните на стержнях укреплено металлическое кольцо, кольцо блокады. В центре — барельеф двух футболистов. На ноге одного, одетого в футболку, где внутри ромбика изображена буква «Д», мяч. Второй футболист показан в порыве атаки.

Внизу текст: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады, 31 мая 1942 г. ленинградские динамовцы провели исторический блокадный футбольный матч с командой Металлического завода.»

Это было пятьдесят лет назад. Прошли годы, уже давно отгремели залпы победы. Изменились не только люди, изменилась страна, но память о блокадном футбольном матче жива, а слова мемориальной доски обращены к сегодняшнему поколению, для которых Великая Отечественная, блокада — уже история.

Сегодня наш рассказ не только о той футбольной встрече, но и о людях, сыгравших матч на пределе человеческих возможностей.

В наше сложное и противоречивое время, когда происходит переоценка ценностей, многие символы ушли из нашей жизни, заменяя одно понятие другим. Есть люди, которые спокойно, а иногда немного иронично относятся к правительственным наградам, которыми раньше так гордились. Пожалуй, только фронтовиков, людей старшего поколения, вынесших на своих плечах все тяготы военного лихолетья, можно увидеть сейчас с орденскими планками на пиджаках.

Есть такая награда и у нас, жителей города на Неве, выстоявших и не сломленных в 900-дневкой блокаде, когда на улицах рвались снаряды, хрупкую тишину то и дело прерывал звук падающих бомб, а голод и, казалось, неминуемая смерть все туже и туже стягивали свою петлю. Эта награда — медаль «За оборону Ленинграда». Ее с чувством исполненного долга носит каждый, кто выстоял, обороняя город, кто нес трудовую вахту в холодных цехах все еще работающих заводов.

Беспримерный подвиг совершили ленинградцы. Город жил, стиснутый вражеским кольцом, город работал для победы. Это было его обычное состояние, о котором уже много сказано и написано. Но давайте еще раз вернемся на пятьдесят лет назад. Вспомним, что не только сводки боевых действий, сигналы воздушной тревоги передавало радио.

Разве могут ленинградцы забыть звучащий в эфире голос почти легендарной Ольги Берггольц. Обращенный к землякам, он долетал до всех уголков страны, он свидетельствовал: «Мы живы, мы боремся, мы не сдадимся».

Вспомним прекрасный зал филармонии, когда 9 августа 1942 года здесь прозвучала бессмертная VII симфония великого Дмитрия Шостаковича, прозвучала как гимн городу, который невозможно покорить.

Все это было и останется в нашей истории. Об этом помнят все. Но в уже далеком теперь 1942 году произошло еще одно событие, которое как-то незаметно стирает время. Но оно, это событие, достойно памяти. Речь идет о блокадном футбольном матче, который состоялся в Ленинграде 31 мая. На поле тогда вышли две команды — «Динамо» и Н-ского завода, вышли для того, чтобы поднять дух оставшихся в живых ленинградцев, переживших самую суровую блокадную зиму.

Город, как обычно, подвергался обстрелу, по карточкам, как обычно, выдавались скорее символические пайки. Их явно не хватало для поддержки изможденных людей, день ото дня теряющих последние силы. И вдруг… футбольный матч.

И если сейчас могут найтись люди, позволившие себе подумать о том, кому и зачем такое было нужно, то тогда такой вопрос просто не вставал. Это был еще один путь самоутверждения, желание показать стране, миру, что Ленинград не сдался.

Для нас, турбостроителей, футбольный матч, состоявшийся 31 мая 1942 года, имеет особое значение. Дело в том, что Н-ский завод — это наш Металлический, а вышедшая на поле команда представляла его коллектив.

Сегодня мы хотим вернуть к памяти то далекое прошлое. Вернуть не только во имя преклонения перед теми, кто нашел в себе силы на эту поистине фантастическую игру-подвиг, но и рассказать сегодняшнему поколению о том, как это было. Пусть станет этот рассказ уроком несгибаемого мужества людей.

Вот что было напечатано 3 июня 1942 года в ленинградской газете «Смена»: «31 мая на одном из стадионов Ленинграда состоялась первая в этом сезоне футбольная игра. В товарищеском матче встретились команды Н-ского завода и «Динамо». На 8-й минуте Алов сильным ударом открыл счет, он же вскоре забивает еще один мяч, затем правый крайний Сазонов увеличивает счет до 4:0. Несмотря на очень сильную игру защитников команды Н-ского завода Зябликова и Медведева, матч закончился 6:0 в пользу «Динамо».

Таким было официальное сообщение. Оно, несмотря на лаконичность, уникально. Здесь все между строк для тех, «то обладает даром сопереживания, умением увидеть главное.

Н-ский завод. Наш Металлический. Когда-то на его основе формировалась широко известная команда «Зенит». Здесь выросло немало первоклассных игроков, защищавших честь ленинградского футбола. Настоящие ценители этой игры и сегодня могут вспомнить такие фамилии, как А. Ларионов, Н. Салостин, Б. Ивин, А. Мишук, А. Зябликов, П. Филиппов и многие другие.

По-разному складывались жизненные и спортивные судьбы людей. Одни сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной, другие погибли во время блокады, немногие дожили до наших дней. Но рассказ о них — это особая тема.

Мы же возвращаемся к знаменитому блокадному матчу.

Идея провести его возникла в Смольном. Решили еще раз доказать, что враг не сломил город, что он жив и никогда не сдастся. Вызвали известного футболиста В. Федорова. Ему было поручено сформировать команды. Предстояло разыскать игроков на фронте, найти тех, кто трудился на заводе, где делали снаряды, выпускали и ремонтировали танки.

Собрал заводских футболистов и вывел их на игру А. Зябликов. Сейчас Александра Ивановича, к сожалению, нет в живых, а тогда с первых дней войны он работал на заводе. Точил снаряды для фронта, был заместителем начальника противовоздушной обороны цеха, находился на казарменном положении.

Вскоре в город вернулись первые футболисты. Какие чувства испытывали они в то время, когда меньше всего думали и верили, что недалек тот день, когда со свистком судьи введут они в игру кожаный мяч? Наверное, сначала такая мысль казалась просто нереальной, потом заставила сильнее биться сердце, собрать воедино волю и мужество.

С фронтовиками было проще. У тех, кто пришел с передовой, сил было побольше. А вот блокадники еле передвигались, были до предела истощены. Казалось невероятным, что эти люди смогут выйти на поле. Но они смогли.

Был определен состав команд. В дневнике старейшего работника «Динамо» А. А. Гаврилина был записан состав игроков.

За «Динамо» играли вратарь В. Набутов, защитники М. Атюхин, А. Иванов, полузащитники Б. Орешкин, В. Федоров, А. Алов, нападающие К. Сазонов, Е. Улитин, А. Федоров, А. Викторов, Г. Московцев.

За нашу команду выступали защитники А. Фосенко, Г. Медведев, полузащитники А. Мишук, А. Зябликов, А. Лебедев, нападающие Н. Горелкин, Н. Смирнов, П. Горбачев, Лосев (его имя нам неизвестно). Одного нападающего не хватило, на помощь металлистам пришел динамовец И. Смирнов. Вратаря не было. В ворота пришлось встать И. Куренкову. Судил встречу П. Павлов.

Ни о какой подготовке речи быть не могло. Добирались до стадиона кто как мог. Формы у наших игроков, разумеется, тоже не было. Уже в раздевалке, где вновь встретились все вместе, с помощью динамовцев приоделись. Смотрели друг на друга, воспринимая предстоящую встречу как чудо.

И вот 31 мая 1942 года ожил стадион «Динамо». Главное поле здесь было разбито снарядами, другое вскопано под огороды. Оставалось еще одно, запасное, слева от нынешнего главного входа.

Как проходила встреча, мы уже рассказали по публикации в «Смене». Остается только добавить, что тот блокадный матч несколько раз прерывался артиллерийским обстрелом, что зрителей было мало. Пришли главным образом раненые бойцы из ближайшего госпиталя, которые изо всех сил поддерживали игроков.

Да, матч закончился крупным поражением металлистов, но и поражение было настоящей победой, а сама игра подвигом. Это был Футбол с большой буквы, где каждый игрок показал себя настоящим героем, хотя сами футболисты ни тогда, ни потом никакого геройства не ощущали, считали, что просто выполняют нужное дело.

Если о матче, состоявшемся 31 мая, известно больше, то о втором, а он был проведен 7 июня, знают совсем немногие. А счет на нем был уже другим, ничейным — 2:2.

Откуда брались силы у этих людей, никто не знает, они и сами не могли по-настоящему дать себе отчет в происходящем. И все-таки мы уверены, что это была жажда жизни, умение преодолеть себя, собраться и выстоять.

Именно таким было начало футбола в блокадном Ленинграде. Потом, в 1943-м, прошли многие игры, которые становились уже привычными. Состоялось даже первенство города. Но первый футбольный матч между командами «Динамо» и Металлического завода остался матчем века.

В нашем городе и сейчас много любителей футбола. Растет смена в детских спортивных школах. Сражаются за победу команды производственных коллективов и институтов. Жаркие баталии развертываются на центральном стадионе.

Время неумолимо. Оно стирает не только память. В 1978 году, пытаясь проследить страницы истории, пресса сообщала о тех, кого уже тогда не было е живых. С тех пор прошло еще четырнадцать лет. Кто сумел пройти их, кто еще сегодня рядом с нами?

Снова и снова вчитываемся в одиннадцать фамилий участников блокадного матча. Мы их искали. И вот первая удача. Да еще какая!

Совсем рядом, во ВТУЗе, преподает кандидат технических наук доцент Н. М. Горелкин. Тот самый, что был нападающим в составе блокадной команды. Договариваемся о встрече.

…Навстречу поднимается подтянутый пожилой человек, всю свою жизнь связавший с Металлическим заводом. С 1935 года студент ВТУЗа, прошедший на практике работу станочника, мастера, технолога. В 1941, уже в войну, защитил диплом и был направлен в бюро паровых турбин. Как и все, рвался на фронт, и хотя солдатскую шинель ему надеть не удалось, но, пережив блокаду, военные тяготы испытал полностью — был в составе так называемой «летучей бригады», которая непосредственно на передовой под Ижорой ремонтировала подбитые танки. Затем дальнейшая конструкторская работа, а с 1960 года, после возрождения ВТУЗа, еще и лекции, которые читал для студентов. С 1983 года полностью посвятил себя преподавательской деятельности. За плечами 26 выпусков инженеров.

— Да,— говорит Николай Матвеевич,— был в моей жизни футбол, был тот самый матч. Что испытывал? На игру шел просто с сознанием долга, а в раздевалке, надев форму, вновь почувствовал спортивный азарт. Такого не забыть.

Он и не забывает. Со спортом дружит до сих пор. Играл в футбол, хоккей, ходил на тренировки и игры втузовских команд, помогал ребятам советом. Сам последний раз вышел на хоккейное поле в семьдесят лет. Потом присоединился к любителям бега и, наконец, ежедневная зарядка.

Николай Матвеевич немного сдержан. Не сразу рассказывает о заветной папке, где собраны вырезки из газет, фотографии тех далеких лет и которую он обязательно вынимает в сокровенные минуты уединения.

Смотрим на снимок, сделанный в 1976 году. Многие из них еще вместе… К сожалению, потом такие встречи стали редки и собиралось на них все меньше и меньше старых друзей.

Пора прощаться. От души желаем ветерану здоровья, благополучия. С пониманием относимся к его просьбе рассказать обо всем без приукрашивания. Кроме того, неожиданно получаем подарок — домашний телефон А. В. Мишука, еще одного игрока — полузащитника.

Анатолий Мишук с самого начала войны работал токарем на Металлическом заводе. Силы его таяли с каждым днем и уже в начале зимы 1942 года Анатолия Васильевича положили в стационар. Только набрался немного сил, как разыскал его Александр Иванович Зябликов, чтобы сообщить о игре с «Динамо».

Сам Мишук тогда еле передвигался. Был он в команде самый слабый, но отказать товарищам не смог, хотя оба тайма думал только об одном — как бы продержаться. А о Зябликове он и сегодня говорит с любовью и уважением, как о прекрасном спортсмене и замечательном человеке.

Как сложилась жизнь А. Мишука дальше? После войны играл в ленинградском «Спартаке», потом ушел на тренерскую работу, растил молодую смену. Любовь к спорту пронес через всю свою жизнь и в свои восемьдесят лет он искренне говорит: «Я преклоняюсь перед спортом. Он мне помог и помогает жить, бороться с трудностями».

Дальнейшие поиски привели нас прямо на заводской стадион, где старшим футбольным тренером работает В. Г. Медведев. Ему было в 1942-м три года, когда его отец, защитник Георгий Медведев, выступил в блокадном матче.

Мог ли сын не играть в футбол, если в доме царил культ этого спорта? Конечно, не мог! И он стал сначала футболистом, а потом, с 1973 года, тренером. Последние пять лет работает на нашем Металлическом, за команду которого выступал отец.

Виктор Георгиевич с увлечением рассказывает о футбольных делах, командах детских, юношеских, взрослых, которые по праву считает своими. Есть чем гордиться младшему Медведеву. Были у металлистов успехи — первенство завоевывали, юноши впервые выиграли кубок города.

Однако не все, разумеется, идет гладко. Есть нерешенные вопросы, многое упирается в недостаток финансов. Но Виктор Георгиевич полон планов.

Есть и мечта. Медведев-младший хочет, чтобы сегодня, через пятьдесят лег, футболисты Металлического повторили тот блокадный матч с командой «Динамо».

Это будет достойной данью памяти героическому матчу 1942 года, сыгранному на пределе человеческих возможностей. Матчу, доказавшему, что Ленинград выстоял, потому что люди его были непобедимы. И, наверное, хотя бы чуть-чуть помогла этой нелегкой победе майская встреча футболистов на запасном поле стадиона «Динамо».

Л. ЕФРЕМОВА, Директор народного музея объединения,

К. МОНОСОВА, член общественного совета музея

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда этот материал уже печатался, стало известно, что матч между динамовцами и командой ЛМЗ состоится. Он будет проведен 30 мая в 12 часов на нашем стадионе.