Легендарные футбольные матчи в осажденном Ленинграде
Таратынов С. И.
Университет олимпийский, 2013.

Футбольные матчи 1942-го в блокадном Ленинграде вошли в историю города-героя яркой страницей. О спорте в военные годы не раз писали известные спортивные журналисты — выпускники Санкт-Петербургского университета. Один из них — Валентин Семёнов — сам выходил на футбольные поля во время блокады. Другой участник легендарных блокадных матчей Валентин Фёдоров в 1948 г. возглавил сборные ЛГУ по футболу и хоккею с шайбой. В статье описывается участие учащихся и преподавателей Университета в блокадных матчах и рассказываются другие подробности этих легендарных встреч.

Михаил Эстерлис, Валентин Семёнов, Юрий Коршак, Герман Попов… С этими людьми я познакомился очень рано. Вначале, школьником шестидесятых, — заочно, когда с интересом поглощал отчеты о футбольных и хоккейных матчах и другие спортивные материалы в ленинградских газетах и «Советском спорте». Фамилии журналистов стали мне такими же привычными, как имена спортсменов, о достижениях или неудачах которых они писали. Со временем самому довелось влиться в журналистскую среду, и с мэтрами спортивной прессы Ленинграда — Петербурга я общался уже непосредственно. Этерлис работал в «Ленинградской правде», Семёнов — в «Вечерке», Коршак — в «Смене», Попов был питерским собкором «Совспорта». Все они окончили Ленинградский университет. Ныне их нет среди нас, но память хранит немало подробностей и увлекательных сюжетов в изложении прошедших большой жизненный путь ветеранов. С Германом Алексеевичем Поповым удалось подготовить несколько совместных публикаций, одна которых была посвящена легендарным футбольным матчам в блокадном Ленинграде. Герман в то тяжелое время учился в младших классах и вел дневник. Часть записей блокадной поры на бережно сохраненных страницах позднее увидела свет в некоторых периодических изданиях.

Дневники военных лет вели, конечно, не только мальчишки. Писатель Всеволод Вишневский, автор «Оптимистической трагедии» и сценарист фильма «Мы из Кронштадта», находясь в осажденном Ленинграде, регулярно фиксировал личные впечатления, события, факты, детали. 1 апреля 1942-го он написал: «Началась питерская весна: лужи, талый снег. На Большом проспекте Петроградской стороны па тротуарах еще лежит плотный слоистый грязный лед, больше чем на фут высоты. Грузовые трамваи, красные, с прицепами… Разобранный на дрова стадион…». Речь — о стадионе имени Ленина на Петровском острове. А запись 18 мая начинается со слов: «В городе спортивно-военные соревнования пятнадцати женских команд». Спорт в городе на Неве в тяжелейшем 1942-м тоже присутствовал!

Я не раз листал в газетном зале Российской национальной библиотеки на Фонтанке подшивку «Правды» за 1942 год. Номер от 12 июня, подвал одной из страниц. «Белые ночи» Всеволода Вишневского, специального военного корреспондента газеты, проникнуты поэтичностью: «До самого конца мая стояли холода, и пришествие лета казалось страшно отдаленным. Люди внимательно, с особым чувством, с напряжением глядели на пробивающуюся траву, на распускающиеся почки… Природа говорила Ленинграду, который с упорством пробивался из-под ледяных наслоений, что жизнь восторжествует! И вот пахнуло теплом…

На углу утром открывается первый летний киоск с водами… Садовники делают новые посадки деревьев. Хозяйки моют окна. Рыболовы налаживают удочки. Ребята гоняют футбольные мячи… И вот эта простая, обыденная жизнь ленинградцев, свершивших свой зимний цикл на «папанинской льдине», под обстрелом и вступающих в новый цикл, важнее всего».

«Судите сами о душевной силе ленинградцев», — пишет Вишневский. После слов о художественных выставках, начале концертного сезона, о планах кинооператоров и о театральных спектаклях не остался без внимания и футбол: «31 мая в Ленинграде был первый в этом сезоне спортивный день. Команда «Динамо» и одна заводская команда вышли на поле. Динамовцы сделали «сухарь» своим противникам. Счет был 6:0, и обе стороны остались довольны».

22 июня 1941-го в Ленинграде должны были состояться два матча чемпионата СССР по футболу: «Спартак» (Ленинград) — «Спартак» (Москва) и «Зенит» — «Спартак» (Харьков). Динамовцы Ленинграда находились тогда в Тбилиси и несмотря ни на что 24 июня провели календарный матч первенства со своими грузинскими одноклубниками. Проиграли — 2:3, но было, понятно, не до счета. Со слезами па глазах тбилисцы провожали гостей на железнодорожный вокзал. Всем было ясно: один из главных ударов гитлеровцев направлен на северную столицу страны. Многие советские футболисты в то суровое время встали на защиту страны. В первые же дни войны на фронт доброволыю ушла команда ленинградского «Спартака» во главе с тренером, заслуженным мастером спорта Павлом Васильевичем Батыревым. Половина команды питерского «Динамо» ушла в действующую армию остальные пришли на оперативную работу в милицию города. Немало игроков предвоенного «Зенита» трудилось в цехах Металлического завода, перешедшего на выполнение оборонных заказов.

Ленинград жил, он не был «городом мертвых», как утверждала гитлеровская пропаганда. 31 мая 1942 г. в осажденном городе, на который были выпущены 128 фашистских снарядов, проходили спортивные соревнования. На стадионе имени Ленина, сейчас «Петровском» состоялся чемпионат Ленинграда по легкой атлетике по улицам и проспектам промчалась беговая эстафета. А на втором (не основном, слева от главного входа) поле стадиона «Динамо» встретились динамовцы и футболисты Ленинградского Металлического завода (ЛМ3), который тогда именовали «Н-ским». Об этом матче и написал Всеволод Вишневский.

Как же собралась динамовская команда? Уже в начале 1942 г. в Смольном и в городском управлении Народного комиссариата внутренних дел решили, что футболистов ленинградского «Динамо» целесообразно отозвать с фронта. Посчитали, что известный всей стране клуб следует сохранить и направить на Большую землю для игр в Москве, Свердловске, Омске, Кирове, Челябинске и других городах, где действовали эвакуированные ленинградские предприятия. А также проводить футбольные матчи в осажденном Ленинграде, чтобы продемонстрировать волю и стойкость героического города. Идею поддержал штаб Ленинградского фронта. И в воинские части, где служили динамовцы, пошли извещения о том, чтобы бывшие игроки прибывали в Ленинград. Вратарь «Динамо» Виктор Набутов, позднее знаменитый спортивный теле- и радиокомментатор, вспоминал, что его вызвали в политотдел Приморской оперативной группы Ораниенбаумского плацдарма, чтобы направить в управление кадров Ленинградского фронта. При этом Василий Мжаванадзе, будущий кандидат в члены Президиума-Политбюро ЦК КПСС, а тогда бригадный комиссар, сопроводил приказ словами: «Для вас, капитан, война кончилась, пора снова начинать играть в футбол. Надо показать своим и показать немцам, что Ленинград жив. Так что футбол тоже может стать оружием в борьбе с врагом».

Собрали футболистов не сразу. Тот же Набутов был отозван с Невского пятачка. Из-за ранения задержался с прибытием — Виктор в числе моряков, снятых с кораблей, находился в медсанбате.

Борис Орешкин, который в ноябре 1945-го вместе с одноклубником Евгением Архангельским, тоже фронтовиком, примет участие в знаменитом турне московского «Динамо» по Великобритании, оставил боевой катер, которым он командовал на Ладоге. Прямо с передовой прибыли пехотинцы Архангельский и Георгий Московцев.

Отозвали на матч служившего в медсанчасти замполитрука Анатолия Викторова. Постепенно прибывавшие встречались с прежними партнерами по команде и подключались к тренировкам, которые проводились два раза в неделю в спортзалах города, в частности в ДК имени Первой пятилетки (сейчас на его месте — вторая сцена Мариинки), в ДК имени Капранова на Московском (тогда Международном) проспекте. А вот фронтовой связист Евгений Улитин успел добраться к назначенному сроку из крепости Орешек прямо в день игры. Он доехал в город на попутной машине к утру 31 мая.

Капитану команды, оперуполномоченному милиции Валентину Фёдорову в областном управлении НКВД поручили собрать тех динамовцев, кто служил в городе, охраняя порядок и борясь с бандитизмом, — Константина Сазонова, Аркадия Алова, Александра Фёдорова, Михаила Атюшина. В составе команды ЛМЗ — соперника «Динамо» в историческом матче — играли бывшие и будущие зенитовцы Александр Зябликов, Георгий Медведев, Николай Смирнов, Алексей Лебедев, Анатолий Мишук, Петр Горбачёв. Поскольку не нашлось голкипера, место в воротах занял защитник Иван Куренков, который в 1944-м как капитан «Зенита» поднимет над головой завоеванный ленинградской командой Кубок СССР. Дополнил состав заводчан и динамовский форвард Иван Смирнов.

31 мая. Теплый воскресный день. То и дело слышны разрывы снарядов. К счастью, ни один из них не попал на второе поле (расположенное слева от центрального входа) стадиона «Динамо».

Свисток судьи Павла Павловича Павлова, тогда работавшего в горвоенкомате (за организационную спортивную деятельность и подготовку армейского резерва позднее получил звание заслуженного мастера спорта). зафиксировал победу динамовцев — 6:0. Играли два тайма по тридцать минут. По два мяча забили Аркадий Алов и Константин Сазонов. Кто еще отличился голами, выяснить не удалось.

Вот имена всех участников того легендарного матча.

«Динамо»: В.Набутов, М.Атюшин, В.Иванов, Б.Орешкин. В.Фёдоров, А.Алов, К.Сазонов, Е.Улитин, А.Фёдоров. А.Викторов, Г.Московцев.

«Н-ский завод»: И.Куренков, А.Фесенко, Г.Медведев. А.Мишук, А.Зябликов, А.Лебедев, Н.Горелкин, Н.Смирнов, И.Смирнов, П.Горбачёв, Л.Лосев.

Враг рвался на город со злобой упрямой,

Но город наш спорил с нелегкой судьбою.

Мы помним тот матч, что сыграло «Динамо»,

Под грохотом взрывов недальнего боя.

Это — строки из стихотворения ленинградского поэта Валерия Самсонова. Известный кинорежиссер Виктор Садовский в кинокартине «Одиннадцать надежд» часть фильма посвятил блокадному матчу.

«После этих игр на стадионе «Динамо» и более поздних — в июле 1942-го на стадионе имени Ленина, уже отраженных в кинохронике, футболистов отправили самолетом на Большую землю, и там они провели около трех месяцев. Затем вернулись обратно — в блокаду, хотя на фронт больше не попал уже никто из них, — отметил в частной беседе Кирилл Набутов, известный тележурналист и продюсер. Сын Виктора Сергеевича, конечно, интересовался у отца, как это было в «сороковые-роковые». — Служили в городе — кто в милиции, кто в физподготовке и на прочих должностях, и не шибко распространялись на эту тему. Мне казалось: те, кого я знал из этих мужиков, немного стеснялись, что пусть и не по своей вине, были в стороне от войны, хотя были молодыми здоровыми парнями».

Но тот футбол тоже был на передней линии огня. Помимо увековеченного ныне памятником матча, датированного последним календарным днем весны, была еще игра 6 мая. Динамовцы встретились с коллективом Ленинградского гарнизона — командой воинской части Балтийского флотского экипажа (командир части — майор Андрей Лобанов). Матч судил Николай Харитонович Усов, который через год вместе с Валентином Васильевичем Фёдоровым станет заслуженным мастером спорта. В истории отечественного футбола он остался единственным арбитром, кому присвоено такое спортивное звание. «Динамо», за которое в этой встрече играли Виктор Набутов, Валентин, Дмитрий и Александр Фёдоровы, Аркадий Алов и другие, выиграло у моряков со счетом 7:3. Третий футбольный матч в том цикле состоялся 7 июня. «Динамо» и «Н-ский завод» сыграли вничью — 2:2. К этой игре даже выпустили афишу. Судил Николай Усов, и матч прерывался из-за артобстрела.

«Трудно передать, что испытали мы все в ту минуту, только понимали — раз жив в Ленинграде футбол, немец в Ленинград не пройдет» — это из дневника Александра Гаврилина, известного футбольного летописца, хроникёра ленинградского «Динамо». Он выписал эти слова из полученного от своего товарища Николая Светлова письма с фронта. Бывший форвард сборной Ленинграда, он поделился своими ощущениями в тот момент, когда вместе с бойцами слушал радиопередачу с сообщением о футбольном матче. Записанный на пленку выпуск новостей с информацией о проведенной в блокадном городе игре услышали и в гитлеровских окопах. В иностранном отделе ленинградского Радиокомитета работал австрийский антифашист Фриц Фукс, занимавшийся пропагандой на противника. Он готовил радиовыпуски на немецком языке. Новость о футболе в его очередной выпуск не могла не войти.

…Как-то Валентин Иванович Семёнов с гордостью поведал мне: «Я тренировался у Валентина Васильевича Фёдорова». Того самого участника легендарного блокадного матча! Мой старший коллега рассказал, что, будучи студентом отделения журналистики филологического факультета Университета, выступал в городских чемпионатах вузов. Был вратарем. В 1948 г. сборную ЛГУ возглавил заслуженный мастер спорта Валентин Фёдоров. В футболе в призеры пробиться не удалось, а вот в хоккее с шайбой под руководством этого тренера команда Университета, обыграв всех соперников, стала победителем первого студенческого чемпионата города. В университетской сборной по этому виду спорта Семёнов играл в защите, а ворота защищал Юрий Коршак с исторического факультета.

До этого в грозном сорок втором в Ленинграде Валентин Семёнов сам выходил на футбольные поля. Семнадцатилетний парень, переживший тяжелую блокадную зиму, проходил курс военной подготовки. По инициативе того же Валентина Васильевича Фёдорова были созданы футбольные команды на военно-учебных пунктах. Летом 1942 г. они провели свой чемпионат. 19 июля во Всесоюзный день физкультурника Семёнов принял участие в матче на стадионе имени Ленина в присутствии многих сотен болельщиков. Команды бойцов Всевобуча Приморского (с Валентином в составе) и Смольнинского районов сыграли вничью — 4:4. А перед ними на том же стадионе встретились друг с другом команды второго и третьего райсоветов «Динамо». В игре участвовали Виктор Набутов, Валентин и Александр Фёдоровы, Аркадий Алов, Борис Орешкин, Константин Сазонов и другие.

Уже много лет в последний день мая у входа на стадион «Динамо» собираются люди разных возрастов. Это и ветераны футбола, и звезды петербургского спорта, и мальчишки — ученики футбольных школ. Их взор обращен на барельеф с фигурами футболистов и мраморные доски с фамилиями участников матча футбольных команд ленинградского «Динамо» и Металлического завода. После митинга проходят игры детских турниров. В 2012-м на территории динамовского спорткомплекса торжественно открыли памятник, посвященный легендарному блокадному матчу, — рядом с тем самым полем, где семьдесят лет назад играли сильные духом люди.

Все они уже покинули этот мир. Последним, в июле 2003-го, скончался Евгений Аркадьевич Улитин. Но память о футболистах жива.

Таратынов С. И.

ЛИТЕРАТУРА:

Вишневский В. Ленинград. Дневники военных лет. Книга первая. М., 2002;

Кикнадзе А. Тот длинный тайм. М., 1969;

Браиловский Г. Запись в дневнике // Футбол-хоккей. 1982. № 19. 9 мая.

 

Сведения об авторе статьи:

Станислав Ильич Таратынов («Олимпийская панорама», «Пенальти», «Спорт уик-энд»). Публикуется  в периодических изданиях с 1972 года. Работал на Олимпийских играх в 1980 (Москва), 1996 (Атланта), 2004 (Афины) годах. Корреспондент газеты «Пенальти» (с 2003), спецкор газеты «Спорт уик-энд» (с 2006). Лауреат всероссийского конкурса журналистов к 100-летию Олимпийских игр (1996). Награжден грамотой Олимпийского комитета России (1999), знаком «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» (2009). Электронный адрес: olpan@inbox.ru