Матч, который больше, чем футбол
Измайлов А.
Спортивная неделя Ленинграда - 06.01.1984.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Есть футбольные матчи, о которых мы будем помнить всегда с особым чувством боли и гордости. Боли — за страдания блокадного города. Гордости — за непреклонный характер ленинградцев, за их стойкость и мужество.

И сегодня, в канун сорокалетия полного снятия блокады Ленинграда, мы еще раз обращаемся к событиям 900-дневной самоотверженной борьбы и героического труда ленинградцев. В ряду этих событий особое место занимает первый футбольный матч в осажденном городе.

Первая блокадная зима была самой суровой и страшной. Далекой и недоступной казалась весна. Но она пришла в город. Пришла необычно рано. И ленинградцы не только ее ждали. Они приближали ее своим каждодневным и настойчивым трудом.

Рабочие изготавливали новые бронебойные снаряды. Транспортники не только поддерживали энергичный пульс ладожской Дороги жизни, но и вывели на городские улицы пассажирский трамвай. Композитор Д. Шостакович и поэт Н. Тихонов исполнили по радио только что созданные в блокадном городе произведения. А ленинградские команды мастеров футбола провели товарищеский матч. Он состоялся 31 мая 1942 года на стадионе «Динамо».

Футбол отогрели от холода блокадной зимы спортсмены «Динамо» и Металлического завода, в цехах которого полным ходом шел ремонт тяжелых танков. Из воинских подразделений, с Нарвской заставы и Выборгской стороны на Крестовский остров были отозваны солдаты и офицеры, рабочие и инженеры — бывшие футболисты. По израненным улицам и проспектам они пришли на стадион от огневых точек, с боевых постов, от станков и рабочих верстаков, что-бы провести этот необычный матч.

Главное поле «Динамо» было разбито, другое — разделано под огороды. Играли на запасном поле, слева от нынешнего главного входа на стадион, где сейчас находится теннисный корт. Люди в шинелях, ватниках и пальто направлялись в чудом сохранившееся деревянное строение и возвращались оттуда в спортивной форме.

В составе команд «Динамо» и Металлического завода было немало известных игроков ленинградских клубов «Динамо», «Спартак», «Зенит». В газетном отчете об этом блокадном матче сказано, что он прошел «в живом, энергичном темпе и закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо».

Счет — счетом, но вряд ли можно оценить огромное духовное, мобилизующее значение матча, влияние, которое он оказал на ленинградцев, да и на тех, кто услышал о нем на Большой земле. Этот блокадный матч, как и другие выступления спортсменов, а также деятелей культурного фронта были, можно сказать, той искрой, которая зажигала сердца людей, звала на героическую борьбу и самоотверженный труд во имя грядущей победы.

Некоторые участники легендарного матча и сегодня, несмотря на возраст, трудятся, передают молодежи славные боевые, трудовые и спортивные традиции города Ленина. Вот что они говорят о том незабываемом матче:

Н. М. ГОРЕЛКИН, доцент втуза кандидат технических наук: «Мы хорошо понимали значение матча, он показал всем, что город Ленина живет, борется, трудится. По свистку судьи П. П. Павлова капитан динамовцев Валентин Федоров и наш капитан Александр Зябликов вывели футболистов на подготовленное, размеченное поле, вокруг которого в два-три ряда стояли зрители. Наша команда, конечно, выглядела физически слабее динамовцев. Но мы боролись, как могли».

А. И. ФЕДОРОВ, подполковник медицинской службы в отставке: «Каждый футболист счел бы за большую честь принять участие в таком матче и нашел бы силы для этого. Главное, что двигало нами тогда, можно, пожалуй, объяснить только особым внутренним состоянием, которое я бы назвал ленинградским характером. Нам не приходилось играть в футбол совсем недалеко от линии фронта, в условиях вражеской осады. И сделав это, каждый почувствовал, что совершил что-то важное не только для команды. По-иному стали смотреть друг на друга. Да и на самих себя. Раз смогли бегать, бить по мячу, забивать его в ворота, то значит — живем и непременно победим не только в игре, но и в значительно большем, чем футбол».

Е. А. УЛИТИН, пенсионер: «Весной 42-го я находился во взводе связи под Шлиссельбургом. Телефонограмму с вызовом на матч получил накануне игры, и ранним утром 31 мая на попутной машине доехал до Дворцовой площади, а оттуда добрался до стадиона. Играть поначалу было трудно. Глазами видишь мяч, думаешь, что справишься с ним, как и раньше, но почему-то плохо слушаются ноги, дыхание сбивается. Но постепенно справился с недомоганием. Игра пошла. После матча вместе с Московцевым поехал к нему на работу, где он угостил меня чечевичной кашей. А поздно вечером вернулся в свою часть».

М. Д. АТЮШИН, пенсионер: «Когда вышли на поле, были удивлены, увидев людей, пришедших посмотреть игру. Они, по-видимому, пришли не только по старой довоенной привычке, но и с желанием увидеть сильных и здоровых людей, которые могут не только ходить, но и бегать с мячом. И наверное, каждому из нас, вышедших на поле, пришла тогда в голову одна мысль: этот матч — больше, чем футбол в его обычном понимании. И нельзя обмануть ожидания людей, надо сыграть как следует. И, кажется, матч удался.

Спустя некоторое время после первого матча сыграли второй. Затем наша команда отправилась в поездку по стране. Играли в Москве, Кирове, Свердловске, Алма-Ате, во многих городах, нуда перебазировались эвакуированные ленинградские предприятия. Многие ленинградцы с Большой земли с волнением спрашивали нас о городе, о той или иной улице, о каком-то конкретном доме. С тревогой они называли фамилии родных и близких: живы ли. И мы понимали, что не только интерес к футболу привел их сюда, а желание встречи с настоящими ленинградцами, с людьми из города Ленина, который выстоит и победит».