Блокадный матч
Мишук А.
Футбол-71. — Л.: Лениздат, 1971.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Мне хочется рассказать об этом необычном футбольном матче не потому, что он имеет большое спортивное значение. Тот факт, что изможденные блокадой люди смогли без всякой подготовки в мае 1942 года выступить в Ленинграде на футбольном поле, говорит сам за себя…

Нас, игроков «Зенита», осталось в Ленинграде зимой 1942 года не так уж мало. В цехах Металлического завода продолжали трудиться Б. Грищенко, И. Смирнов, С. Медведев, А. Зябликов, Л. Дорофеев, А. Лебедев. Шоферы Г. Медведев и А. Коротков работали на Дороге жизни, связывавшей осажденный город с Большой землей.

В то время я жил в Озерках (здесь родился и вырос) и ежедневно ходил пешком на завод и обратно. В блокадную зиму это было не так-то просто. В один, совсем не прекрасный, день я почувствовал, что силы мои на исходе. С трудом добравшись до завода, я заглянул в завком. Видимо, выглядел я не очень «здорово», потому что председатель завкома, ярый поклонник нашей команды в довоенные годы, меня не узнал…

Словом, я попал в расположившийся в одном из цехов заводской стационар с последней стадией дистрофии. А когда через пару месяцев вышел из стационара, то узнал, что одного из наших товарищей — вратаря Л. Дорофеева — нет в живых: он умер от истощения в начале 1942 года.

Все это я рассказываю для того, чтобы читатель отчетливо понял, что представляли собой «футбольные кадры» ленинградского «Зенита» весной 1942 года. И все же среди нас были люди, рвавшиеся в футбольный бой. Позже самый молодой из нас, Коля Смирнов, рассказывал, что каждую весну он по воскресеньям обходил все стадионы города с единственным желанием — найти клочок невымершей футбольной земли.

И вот в мае 1942 года Александр Иванович Зябликов, собрав нас на заводе, объявил, что организуется футбольный матч с ленинградским «Динамо». Это было для нас весьма неожиданно, но, тем не менее, мы приняли предложение, разыскали форму и в назначенный день прибыли па стадион «Динамо».

Матч судил П. П. Павлов. Игра состоялась на поле, которое и поныне находится слева от центрального входа. А раздевались мы в деревянном домике, где и сейчас зимой надевают свои доспехи хоккеисты. Вероятно, это был футбол, далекий от спортивных канонов. Помню, например, такой эпизод. Идет несильная длинная передача. Я, как сотни раз делал это в довоенных играх, принимаю мяч головой, а он… сбивает меня с ног.

Не все наши игроки смогли принять участие в этом матче. Не хватило сил выйти на поле у Александра Короткова. Этого уральского паренька из Нижнего Тагила ленинградская публика почти не знала. Попав в «Зенит» весной 1941 года, он вместе со всеми коренными ленинградцами делил тяготы блокадной жизни, а в 1943 году уехал к себе на родину. Кстати, Александр великолепно играл в хоккей с мячом, как и три его родных брата, младший из которых, Юрий, был чемпионом СССР.

Тот майский матч отметила пресса. Вот коротенькая заметка, текст которой недавно я переписал, перелистав пожелтевшие страницы «Ленинградской правды» блокадного лета: «31 мая на одном из стадионов Ленинграда состоялась первая в сезоне футбольная встреча. Играли «Динамо» и Н-ский завод. В составах команд зрители увидели многих известных мастеров. Это — Набутов, Алов, Сазонов — у динамовцев, Зябликов и Медведев — в заводской команде».

Судьба разбросала участников блокадного матча по разным уголкам страны. В Магадане работает А. Зябликов, в Свердловске — Г. Медведев, в Ленинграде — Н. Смирнов, П. Горелкин, в Ленинградской области живет А. Лебедев. Думаю, что они помнят своих спортивных друзей, помнят игру 31 мая 1942 года на ленинградском стадионе «Динамо».

А. МИШУК
«Футбол-71», «Лениздат», стр. 86, 87.
Сдано в набор 3/III 1971. Подписано в печать 2/IV 1971.