Блокадный футбол (интервью с Алексеем Дунаевским и Александром Удальцовым)
Кузнецова Елена
Вестник Радара. - май 2022

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Блокадные годы оставили нам символы, напоминающие не только о тяжелой военной жизни, но и о мужестве ленинградцев, их отваге, вере в Победу. Одним из них стал первый футбольный матч, состоявшийся на стадионе «Динамо» 31 мая 1942 года.

Казалось бы, за это время о легендарной игре сказано уже все. Но, как ни странно, до сих пор ведется дискуссия не только о каких-то подробностях матча – сама дата все еще ставится под сомнение. Известный петербургский писатель, киновед и страстный футбольный болельщик Алексей Дунаевский, в течение долгого времени изучавший в архивах большой массив самых разных документов, в своих книгах системно и полно рассказывает не только о первом блокадном матче, но и о футбольной жизни Ленинграда в период блокады. Он стал идейным вдохновителем фильма, посвященного первому блокадному матчу, который сейчас снимается на «Ленфильме» и выйдет в прокат в этом году. В преддверии этого события Алексей Львович любезно согласился побеседовать с нашей редакцией и рассказать о кино, блокадном футболе, и, конечно, знаменитом матче.

– Алексей Львович, в интернете при запросе «блокадный матч» опубликована информация о разных матчах: о том, который состоялся 6 мая 1942 года между местным «Динамо» и командой моряков Краснознаменного Балтийского флота, и о том, который был организован 31 мая с участием «Динамо» и команды Ленинградского Металлического завода имени Сталина. Знаю, что вы провели настоящее историческое расследование на эту тему и можете доказательно утверждать, какой факт верен. Будем рады, если поделитесь своими результатами с нашими читателями.

– Удивительно, что этот вопрос звучит в 2022 году, поскольку сопротивление изобретению этой даты – 6 мая 1942 года – началось еще в 80-е годы прошлого века. Это сопротивление увенчалось тем, что экспертные комиссии сначала водрузили на стадионе «Динамо» мемориальную доску, где четко указано «31 мая», а в 2012 году установили памятник, где эта дата высечена еще раз. И, тем не менее, как только она была канонизирована, начался расцвет конспирологических теорий о том, что матч состоялся раньше на три с лишним недели – 6 мая. Конечно, это миф, появившийся в результате грубейшей ошибки, совершенной в 1960 году, когда были неверно датированы листки из блокадного дневника милиционера Виктора Бычкова. Над одной из его записей стояла дата 6 мая, хотя речь там явно шла о матче, который состоялся 21 июня 1942. Это была игра № 3 блокадной серии. После анализа каждой строчки листка из дневника Бычкова стало совершенно ясно, что Воениздат (в сборнике «Подвиг Ленинграда» – прим. ред.) допустил ошибку. Будем считать, что это произошло без злого умысла из-за технического сбоя. Через три года неверная информация была подхвачена журналом «Физкультура и спорт», опубликовавшим статью «Психологический матч», где со ссылкой на Бычкова начался разговор с прицелом на увековечивание этой даты – 6 мая. Сразу отреагировала «Ленинградская правда», разместив очень похожую статью. В итоге все 60-е годы прошли под знаком танца вприсядку вокруг даты 6 мая 1942 года. Но если вам нужны аргументы против, я кратко их приведу. Команда майора Андрея Кузьмича Лобанова, который якобы встречался с командой «Динамо» 6 мая 1942 года, была сформирована в августе 1943-го и об этом говорят документы и газеты военного времени. Мы просмотрели личные дела балтийских моряков-футболистов, и убедились, что они были призваны на флот в 1943 году. Это если очень коротко. В книге «Блокадный футбол» я привожу доказательства более чем на 100 страницах.

– Читала, что и по погодным условиям матч, везде описываемый как первый, не мог состояться 6 мая.

– Да, те, кто ратует за дату «6 мая», не обратили внимания на такую простую вещь, как погода. В ночь с 5 на 6 мая 1942 года в Ленинград вернулась зима. Два раза за этот день шел снегопад. Блокадные дневники свидетельствуют о том, что ленинградцы разгребали снег. Кроме того, есть документы штаба ПВО – это главный источник данных о погоде. Два раза в день штаб ПВО докладывал высшему руководству Ленинграда не только о положении дел с артобстрелами и авианалетами, но и о состоянии погоды. Мы видели эти документы, свидетельствующие о том, что в Ленинграде 6 мая 1942 года было 0,3–0,8°С. Добавьте к этому повальные прививки от сыпного и брюшного тифа, проводимые по всему городу, после которых даже молодой организм очень тяжело переносил последствия. Так что говорить о каком-либо футболе в такое время, наверное, просто неприлично. Поэтому я занимаюсь очень странным делом – доказываю доказанное, защищая эту дату от бесконечных интернет-наездов. Что делают авторы публикаций в сети? Они вновь и вновь читают статью Людмилы Карабаш. Я не поленился, съездил в РНБ на Московский, и посмотрел там каталог газетно-журнальных публикаций СССР. Удивительное дело: человек по имени Людмила Карабаш написал за всю свою карьеру ровно одну статью. Вот эту. Но ей поклоняются, как «Библии». Я только и слышу, что теоретически матч мог быть проведен 6 мая. Любопытно, что в статье Карабаш приведена – внимание! – фотография этой игры! Где две команды в трусах и футболках играют в футбол на фоне буйной растительности. Причем все одеты как положено, а не во что придется. Эта фотография, как модно сейчас говорить, – фейк, чистой воды фальшивка. Мы так и не сумели ее расшифровать – довоенный или послевоенный матч на ней изображен. Но в любом случае она больше нигде не появлялась. Так что давайте, друзья, верить не публикациям 1960-х годов. Давайте верить прессе 1942 года, в которой черным по белому написано: «В Ленинграде состоялся первый футбольный матч» и указана дата «31 мая». Ровно через неделю состоялся матч-реванш, о чем говорилось помимо газет еще и по ленинградскому радио. В эфире тогда прозвучало: «В Ленинграде состоялся второй в этом сезоне футбольный матч». И текст этого радиосообщения хранится в архиве на Шпалерной улице.

– И тем не менее, несмотря на такие доказательства, в нашем городе по-прежнему празднуют неверную дату.

– В прошлом году у меня раскалился телефон – мне звонили изо всех точек города и спрашивали, смотрю ли я телевизор и слушаю ли радио. Все, кому не лень, поздравляли город с матчем от 6 мая, ссылаясь на статьи 60-х годов. Во всех моих книгах эти статьи разобраны, на ошибки указано, но люди упорствуют. К сожалению, я сам сделал многое для популяризации этой даты и еще сделаю, но все-таки проблеск есть. Когда мы стали готовиться к съемкам фильма о блокадном футболе, продюсер предложил мне не бороться с фальсификаторами, как обычно, а показать события на основе подтвержденных фактов. Поэтому у нас в фильме будет показано 31 мая без прилипших к нему мифов.

– О каких мифах идет речь?

– Некоторые авторы публикаций совершили не очень хороший поступок – внедрили в свои статьи события, которые случились годом позже. Т.е. репортаж по радио был, но он состоялся не в 1942-м, а в 1943 году. А уж артобстрел – ну зачем его нужно было придумывать? Т.е. кто-то прочитал в «Красном спорте», что две бомбы действительно упали на стадион «Динамо» 16 мая 1943 года, но тут же передвинул это событие на 31 мая 1942-го. Даже на памятнике изображены футболисты, над которыми реют «мессершмитты». А между тем предметом гордости нашего ПВО является полный контроль неба над Ленинградом 31 мая 1942 года. Что же касается артобстрелов, то ни одно спортивное мероприятие прервано не было. Поэтому все разговоры о том, что стадион «Динамо» обстреливался и футболисты были вынуждены уйти в бомбоубежище, – неправда. Есть реальный, а не выдуманный героизм участников того матча – вот о нем нужно говорить, не придумывая ничего лишнего.

– Как вообще в блокадном городе, пережившем голодную зиму 1941–1942 годов, мог состояться футбольный матч?

– Сегодняшним умом понять это невозможно. А объяснение тому, правда немного метафорическое, если хотите, но есть. Наступила весна. И у людей, после кошмара первой блокадной зимы увидевших солнце, зазеленевшие деревья и траву, начали распускаться крылья. Ленинградцы победил не только зиму, но и смогли очистить город до блеска. Я это подчеркиваю. Потому что в книге Никиты Андреевича Ломагина описываются донесения немецких шпионов, находившихся в Ленинграде, о состоянии улиц. Они докладывали своему начальству, что город убран до блеска. Представляет себе, да? Исчезли завалы, удалены нечистоты, которыми был покрыт весь город, так как канализация не работала. Огромно количество трупов находилось подо льдом снегом – все это было убрано. Представьте себе масштаб и усилия – люди, которые заканчивали безразмерную рабочую смену, на выходе с завода получали лом и лопату. Следует особо отметить женский подвиг –ведь во главе очистки города шли женщины, также как и люди пожилого возраста И когда они вновь победили, руководство города задумалось о том, что надо это как-то отпраздновать. Было принято решение о проведении массового физкультурного праздника, не дожидаясь всесоюзного Дня физкультурника – он отмечался 19 июля. И 31 мая такой праздник был организован, с парадами спортсменов и соревнованиями, охватившими весь город. С раннего утра начались легкоатлетические состязания – ленинградцы увидели в этот воскресный день в огромном количестве молодых людей в спортивной одежде, увидели велосипедистов, баскетболистов, увидели праздник, проходивший на стадионе им. Ленина, несмотря на то, что от него осталось только футбольное поле. Массовое открытие летнего сезона состоялось на стадионе «Динамо», на площадях города выступали гимнасты, на Неве были организованы состязания гребцов. Еще одна ремарка по поводу «мессершмиттов» – их настолько не было в ленинградском небе, что праздник переместился даже на передовую. Есть документы и газетные строки о том, как на линии фронта проходили показательные выступления. Вместе с артистами туда привезли видных спортсменов, которые показывали свое мастерство и выстраивали знаменитые пирамиды. Напрашивается вопрос: почему немцы не отреагировали? Попробую объяснить это так. Да, город очень сильно подготовился к отражению какой-либо попытки немцев подавить праздник, но прямой ответ на этот вопрос – обескураживающий. Видимо, немцы были не расположены предпринимать какие-то действия в… воскресенье. Я просмотрел в архиве все вылеты фашистских самолетов 31 мая – их было совсем немного, можно сосчитать по пальцам. Как я понимаю, по воскресеньям немцы не сильно активничали. И потом нужно понимать, что самые кошмарные бомбардировки велись в южной части Ленинграда, где было скопление заводов. Центральная и северная части города пострадали в меньшей степени. Такого ада, как рвущиеся снаряды посреди смены, когда рабочие продолжали изготавливать снаряды или танки, как ни в чем ни бывало, а в соседнем цеху упала крыша, – такого здесь не было. Сегодняшнему человеку этого вообще не понять. Но тогда были совсем другие люди – не только защищавшие Родину. Сказались 30-е годы с их физкультурой и спортом. Подчеркиваю, дело не только в идеологии и вере в правое дело, а в первую очередь – в занятиях спортом. До войны, кстати, под «мастером спорта» понимался многопрофильный атлет, т.е. человек, который и на лыжах показывал высокие результаты, и в легкой атлетике, и в футболе. Не удивительно, что если футбольный матч в рамках городских соревнований завершался вничью, дальше следовала легкоатлетическая эстафета, выявлявшая победителей. И в годы блокады — то же самое. Для осенних турниров 1942–43 было характерно выявление победителей через легкую атлетику. Кроме того, практически 99 % футболистов того времени были хоккеистами, и когда заканчивался летний сезон, для них сразу начинался зимний. Такое сегодня тоже невозможно.

– Расскажите, пожалуйста, более подробно о командах, которые приняли участие в этом матче. Кто смог дойти до поля?

– Партия и военное руководство города, судя по всему, хотели провести образцово-показательный матч «Динамо» – «Зенит». 31 мая команды должны были состоять из игроков довоенных клубов, мастеров очень высокого уровня. «Зенит» нужно было сформировать из игроков довоенной команды, получивших бронь. Они работали на ЛМЗ имени Сталина, то есть заводе-шефе «Зенита». В печати это предприятие по соображениям секретности называли Н-ским заводом. Большинство участников с обеих сторон были, как сегодня принято говорить, профессионалами из элитной лиги. Но так как 11 человек было не собрать, обе команды комплектовались кем придется. Так в состав «Динамо» вошли игроки уровня первенства города, а соперники из ЛМЗ собирались, как говорится, с бору по сосенке. Так в заводскую команду попал участник соревнований Всевобуча по преодолению препятствий Виктор Лосев – его прямо на стадионе попросили присоединиться к футболистам. А другой игрок, Николай Горелкин, был хоккеистом, и футболом, как ни странно, не занимался. Поначалу у команды ЛМЗ все шло хорошо, удалось пригласить даже 14 человек. Но нужно понимать, что в годы блокады воскресенье не являлось выходным днем. Ленинград существовал как город-фронт, где все работали целую неделю. В итоге некоторых футболистов, которых пригласил Александр Зябликов в команду ЛМЗ, не отпустило их руководство. А еще три игрока, которые доковыляли до «Динамо», пройдя пешком весь Ленинград, признались своим товарищам, что бегать они не смогут – все силы оставили по дороге. У команды ЛМЗ возникли две проблемы сразу: у нее не было голкипера, поэтому в ворота встал полевой игрок, к тому же не набиралось 11 человек. Даже с приглашением Лосева проблема не разрешилась. Отсюда и окончательный счет матча 6:0 в пользу «Динамо». Объясняется он тем, что футболисты ЛМЗ не только играли в меньшинстве, но и, в отличие от «Динамо», вообще не тренировались. Но главное в том, что условия жизни рабочего ЛМЗ были хуже ужасных условий жизни милиционера. У нас есть много злых языков, которые говорят, что милиционеры в Ленинграде отсиделись и даже отъелись впридачу. Но так говорить – значит, вообще ничего не понимать. Подвигу милиционеров в годы блокады посвящено большое количество исторических исследований. Достаточно сказать, что более 1200 милиционеров Ленинграда умерли от голода. А их и так было очень мало. Доходило до 5500 человек на весь город – основная часть сражалась на Ленинградском фронте в составе дивизий НКВД и огромное число милиционеров погибло. Эти дивизии целиком полегли на подступах к Ленинграду. Те же, кто остался в городе, ежедневно рисковали жизнью, потому что боролись с убийцами и мародерами. Три человека из «Динамо» были направлены в угрозыск, хотя не имели никакого опыта работы оперативниками. Им пришлось очень нелегко, но они были мастерами спорта, то есть крайне выносливыми. Известные факты – динамовец Валентин Федоров как-то раз просидел в засаде в течение 20 часов, а однажды нес на спине арестованного, поскольку не было машины, чтобы доставить его в Управление милиции на Дворцовой (тогда – площадь Урицкого). Бывало, до службы приходилось пройти более 10 километров по лютому морозу. Когда же новички-оперативники только-только освоились, пришел приказ из Смольного – откомандировать мастеров футбола для тренировок и подготовки к матчу особо важного значения. Летом поставленную задачу усложнили до предела. Динамовцам поручалось провести матчи не только в Ленинграде, но и за его пределами. Они должны были проехать через весь Советский Союз и показать, что блокадники не только живы, но и способны играть в футбол. А вот теперь еще раз про героизм – участники того турне были уверены, что вырвались из ада, но в Алма-Ате им сообщили, что они должны вернуться обратно в блокадный Ленинград. Прибыв на место в декабре 1942 года, футболисты сразу переоделись в хоккейные свитера и приняли участие в уже начавшемся чемпионате блокадного Ленинграда по хоккею. И победили. При этом у них не было никаких спецпайков! Весной 1942 года ленинградский рабочий высокой квалификации получал 600 граммов хлеба. А футболист, он же неквалифицированный рабочий, хоть и с бронью, – 320 граммов. Милиционер – 400 граммов. Конечно, все они голодали, умирали, болели, еле двигались. Работавший на ЛМЗ зенитовец Леонид Дорофеев умер. Двое его партнеров по довоенной команде отправились в диспансер для дистрофиков. Александр Зябликов страдал от цинги. Знаменитый факт – когда высоко поднятый вверх мяч стал опускаться вниз, полузащитник заводской команды Анатолий Мишук привычным образом хотел выбить его головой в нужную сторону, но как только мяч соприкоснулся с теменем, Мишук потерял сознание. И его приводили в чувство игроки обеих команд. Кто-то может сказать: «Ах, это была карикатура на футбол». Действительно, многие участники матча признавались, что на футбол это мало походило: ноги не слушались, мяч летел не туда, куда нужно. Но к этим словам следует отнестись очень осторожно. Когда такие выдающиеся футболисты, как Федоров, Алов, говорили, что плохо играли, это слетало с уст людей, привыкших играть на самом высоком уровне. Просто все делалось не так быстро и уверенно, как хотелось мастерам. Так что не стоит приходить к выводу, что это была карикатура на футбол. Как не стоит и увлекаться сообщением в «Ленинградской правде», что матч прошел «в живом и энергичном ключе».

– Сколько длился матч?

– До двух таймов по 45 минут, конечно, не дошло. Рабочие предложили два тайма по 20, а «Динамо» – два по 30. Судья сказал: «Давайте начнем, а потом решим». Точных сведений о времени нет, но, похоже, сыграли два тайма по 30 минут.

– Все ли игроки, которые выходили на поле, пережили блокаду?

– Да, абсолютно все. Обязан сказать, что это не относится к футболистам в целом. Так, в блокадном городе оставался известный защитник Петр Сычев, столп обороны «Динамо». Он был одним из рядовых милиционеров и ноябре 1941 года охранял склад на Невском проспекте у дома № 30. Именно туда попала бомба, и он погиб. Сычев обязательно сыграл бы в том матче. На фронте погибли три игрока «Динамо». Один был искалечен, потерял глаз. Еще один фронтовик умер от болезни в 1944 году. Но те, кто участвовал в первом матче и в последующей серии, выжили. Правда, только чудом, поскольку обстановка в блокадном городе была ужасающей все время, вплоть до полного освобождения города.

– Вы автор нескольких книг, посвященных футболу блокадного времени. Какая из них легла в основу сценария фильма?

– Если очертить границы, содержание фильма подчинено решению продюсера и режиссера не бороться с фальсификаторами, а просто изложить историю блокадного футбола правдиво, без прикрас. Книга «Первый блокадный матч» – это рассказ о сплошных несоответствиях, «Блокадный футбол» – системное изложение фактов и борьба с фальсификаторами, а вот книга «Футбол в годы блокады» начисто свободна от упоминания статей, в которых присутствовала всякая чушь. Наш фильм – это, по сути дела, реконструкция, сочетание игрового и документального кино. Мы покажем все так, как было, а не так, как было принято излагать в 1960-е.

– Он максимально честный?

– Считаю, что я не вправе монополизировать правду, но я старался, чтобы в фильм не проникли все эти выдуманные сюжеты, старался отразить только факты, основываясь на архивных документах 1942–1943 годов – они к тому же очень интересны. Те, кто переворачивает историю, ссылаются только на послевоенные источники. У них не заходит разговор о Борисе Кудоярове (корреспондент «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, прим. ред.), который писал о блокадных матчах. А вот у нас в фильме речь о его статьях зайдет. Мы еще и самого Кудоярова покажем. И тех, кто забыт, и кого вообще не называют.

— Принимали ли вы как сценарист участие в кастинге актеров? Было ли важно портретное сходство, умение актеров играть в футбол?

– В кастинге кое-какое участие я принимал. Конечно, в большинстве случаев назначение актера утверждал режиссер, но я рекомендовал некоторых артистов. Портретное сходство здесь было не важно. Внешне кто-то подходил, скажем, по цвету волос или комплекции. Самое важное, чтобы актер умел играть в футбол. Да еще так, чтобы зритель поверил, что смотрит на мастера спорта 40-х годов. Чем хромает футбольное кино с момента своего рождения? Посмотришь, как актер на экране играет в футбол, – жить не хочется. В результате возникло уничижительное отношение к футбольному фильму. Кстати, картина «11 молчаливых мужчин» – едва ли не первое мое столкновение с хорошей постановкой футбольных сцен. Поэтому мы заранее подготовились к тому, чтобы не оплошать по вине нефутбольных артистов. Чтобы никаких тебе комбинированных съемок! Что это значит? С удовольствием объясню. Король спортивного кино Виктор Садовский в своих фильмах показывал торс артиста, приклеивая к нему на монтаже ноги профессионального футболиста. Со стадионами то же самое – например, четыре стадиона в самых разных частях нашей страны играли роль одной и той же арены в кадре. У нас такого не будет, используем один заброшенный стадион, отдаленно похожий на «Динамо». Пока кандидатов на эту роль шесть. На самом «Динамо» уже нет исторического запасного поля – там стоит памятник. Поэтому нам нужно было найти такой, где есть земляное, совершенно «убитое» поле. Это непросто, но такие в городе все-таки имеются. Липовое же, современное синтетическое поле могло загубить всю реконструкцию.

– Где и когда можно будет посмотреть фильм?

– Я не могу утверждать, что мы на 100 % успеем к 31 мая. Работа кипит, нужно еще и с хроникой разобраться: океан кадров просеять, утвердить, склеить, озвучить. Но это точно будет 2022 год. И абсолютно точно премьера состоится на «Ленфильме». Я говорил с руководством кинотеатра «Аврора», оно тоже не против разового показа. Что же касается проката, то это «Ленфильм», Дом кино или «Родина». На презентации фильма я увидел микрофон с надписью «Матч ТВ» и надеюсь, что он также нашу картину покажет.

– Фильмов про героические победы советских спортсменов сейчас снимается достаточное количество. Так же как и фильмов про события военного времени. Чем фильм «Блокадный матч» отличается от них? Что вы как сценарист видите главной целью?

– Перед тем как ответить на этот вопрос, хочу сказать, что не собираюсь себя возвеличивать и унижать тех, кто уже снял фильмы о знаменитых спортсменах. Но вопрос задан, и я на него должен ответить. Так вот, за исключением тех сфер, где я вообще ничего не понимаю, скажем, лыжи или фехтование, – в футбольных, хоккейных и баскетбольных фильмах, сценаристы допустили вольное обращение с историей и фактами, прикрываясь тем, что им нужна драматизация. Такой подход с осознанным нарушением исторической достоверности якобы продиктован ожиданиями зрителей. У нас же каждый кадр будет отсмотрен не только мной, но и специалистами из Петербургского государственного университета. Кроме того, муж нашего продюсера является экспертом по блокаде, и он тоже будет внимательно смотреть на то, что мы там наснимали. Среди наших консультантов – два доктора исторических наук. Все то, что мы сделали, будет подвергнуто экспертной оценке, анализу и удалению каких-то ошибочных моментов. Неважно, в игровой части или документальной. Ведь кинохронику можно использовать неправильно, достаточно за кадром сказать что-то не то. Вот чем наш фильм отличается. Мы показываем, что при добросовестном отношении к истории, можно не жонглировать событиями, а четко преподнести зрителю то, что проверено. Я не говорю, что все мною написанное так и было на самом деле. Всех документов не найдешь. Но то, что я заявляю, всегда подкреплено не одним документом, а целой серией. Еще одно отличие в том, что телевизионных работ о блокадном футболе очень много, назовем их программами, сюжетами, фильмами, но они далеки от настоящей документалистики, так как выполняют совсем другую задачу – преподносят событие с максимальным пафосом. Но глубоко в историю не забираются. А вот наш фильм – попытка копнуть как можно глубже. Так что будем развенчивать мифы, но осторожно, сообщая читателю вот что: мы не собираемся переписывать историю блокады. Мы говорим лишь о том, что история блокадного футбола требует анализа. Большинство статей, написанных после войны, было основано на воспоминаниях участников матча. Их начали расспрашивать через 20 с лишним лет после 1942 года, продолжа делать это вплоть до 2003-го, когда уме последний блокадный футболист. Но ка можно было расспрашивать пожилых людей, не проверяя сказанное ими, да еще и нацеливая их на даты? Но это еще в лучшем случае. На самом деле, большинство газетчиков обходилось без каких-либо расспросов, все просто друг у друга списывали. Так что давайте-ка начнем историю блокадного футбола сначала, как будто неправды и не было.__

Александр Удальцов, актер театра и кино. В фильме «Первый блокадный матч» играет Александра Зябликова, капитана команды ЛМЗ

– Мне еще не удавалось принимать участие в документальном кино, это первый мой опыт такого рода, но хочу сказать, что опыт очень мне близкий. Во-первых, я всю жизнь играю в футбол, поэтому без какого-либо сомнения согласился принимать участие в проекте, где эта составляющая первостепенна, ведь по сути фильм – реконструкция событий. И во-вторых, это социальный проект, который поднимает патриотическую тему, связанную с популяризацией не только отечественного футбола, но и подвига блокадников, их отваги и чести. Я очень трепетно отношусь к теме Великой Отечественной войны и в прошлом году сам снимал в качестве режиссера фильм «Река памяти», посвященный ветеранам войны. Сегодня тема патриотизма очень важна, потому что, к сожалению, сейчас само это понятие перестало быть важным и нужным. Все занимаются какими-то внешними проявлениями, но забывают о внутренних социальных проблемах. Но, как говорят, человек, не знающий истории, как трава без корней. В фильме мы будем стараться передать атмосферу, которая царила на стадионе в тот день: усилия футболистов, некоторые из которых в обморок на игре падали, – вот где настоящий героизм! – и радость всех участников от того, что этот матч стал в принципе возможным в блокадном городе. Спорт, как и культура, в самые тяжелые времена выходит на первый план – нет ничего более объединяющего. За примером далеко ходить не надо: люди во время коронавируса посещали театр, максимально заполняя залы, насколько это было разрешено. И весь зрительный зал приходил в какое-то единение, и мы, артисты, понимали, что людям это необходимо – отвлекаться от «черного времени», независимо от того, как оно называется. Так что социальное, патриотическое кино, посвященное спорту, очень важно. Держава у нас спортивная, народу много, спорт все любят, особенно футбол. И для дальнейшего его развития, для того, чтобы люди помнили основополагающие моменты независимо от юбилейных дат, чтобы молодое поколение понимало важность спорта, который воспитывает и тело, и дух, необходимо снимать такие фильмы, вкладываться в них, обращать внимание на эти темы. Как и на любые другие проекты, связанные с нашей историей, нашей памятью. И обязательно показывать такие документальные фильмы, как фильм о блокадном матче, в школе. В свою очередь, я хочу выразить огромную благодарность тем людям, которым хватило сил, смелости и времени на создание этого проекта.