Отсекая лишнее
Глезеров Сергей
«Санкт-Петербургские ведомости». - № 100 (7183), 06.06.2022.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Премьеру документального фильма, посвященного 80‑летию первого блокадного футбольного матча, ждали многие питерские знатоки спорта. Она состоялась на прошлой неделе с промежутком буквально в несколько часов на студии «Ленфильм» и на канале «Санкт-Петербург». Режиссер Вагенак Балаян и автор сценария историк футбола Алексей Дунаевский услышали в свой адрес немало похвальных слов, но в целом фильм «Блокадный футбол» оставил весьма двоякое ощущение.

Он одновременно и порадовал, и разочаровал. Порадовал, что впервые появилась документальная картина, основанная, как отмечает сам Дунаевский, не на газетных и журнальных публикациях, а на архивных материалах. А огорчил тем, что кино, посвященное столь знаковому для нашего города событию, могло быть гораздо сильнее и ярче. На мой взгляд, в фильме оказалось слишком много лишнего. Конечно, некоторые вещи не грех повторить, но в данном случае ленте явно мешало повествование о блокадных реалиях Ленинграда, известных нынче практически каж­дому школьнику. На этом фоне едва не потерялось новое знание, добытое Дунаевским и его коллегами.

— Пять лет непрерывной исследовательской работы вместе с архивистом Сергеем Румянцевым! — восклицает сценарист фильма.

Речь о большом количестве исторических деталей, которые в фильме действительно звучат впервые. В частности, о работе футболистов в уголовном розыске блокадного Ленинграда, о динамовцах, погибших на фронте. Впервые было подробно рассказано, что представляла собой ­команда соперников «Динамо», собранная под эгидой Ленинградского Металлического завода.

Увы, крайне натянутыми показались вкрапления в документальный материал игровых эпизодов в исполнении актеров. Понятно, что это прием модный, современный, но в этом фильме, на мой взгляд, такие вставки не прозвучали убедительно. И уж точно можно было обойтись без кадров современного города с напряженными лицами горожан, явно озабоченных размахом пандемии, эпизодов со сбросом снега и сосулек с крыш, которые едва ли добавляли что‑то к теме блокадного матча. Многие зрители во время премьеры недо­уменно перешептывались между собой, мол, а это здесь зачем? Порядком разочаровала и комплекция некоторых «блокадных» артистов-футболистов, которые мало походили на голодных и обессилевших людей. Вместе с актерами здесь снимался капитан «Зенита» начала нулевых Алексей Игонин, в чем сценарист видит своего рода преемственность поколений, вот только узнать бывшего игрока могут исключительно продвинутые болельщики футбола.

В то же время несомненной удачей создателей фильма стало участие в нем потомков футболистов блокадного Ленинграда — Ларисы Федоровой, дочери динамовца Александра Федорова, и Аллы Шереметевой, дочери капитана команды ЛМЗ Александра Зябликова.

— Нам неслыханно повезло: дочери блокадных футболистов сохранили архивы своих отцов, — говорит Алексей Дунаевский. — У Ларисы Федоровой десять семейных фотоальбомов с уникальными снимками! К тому же ее отец человек уникальный — после войны он получил высшее медицинское образование и стал замечательным хирургом. Другого такого случая и не припомнить…

Главное же в том, что фильм фактически «застолбил» правильную дату первого блокадного матча (31 мая 1942 года), вокруг которой многие годы разворачивались настоящие баталии.

— Легенда о том, что первый матч состоялся 6 мая 1942 года, продолжает жить. Мы убедились, что бороться с ней бессмысленно. Хотя речь явно идет о мифе, причиной которого стала случившаяся еще в 1960 году техническая ошибка редактора при подготовке сборника «Подвиг Ленинграда». Но с тех пор она покатилась как снежный ком, превращающийся в лавину, — сетует Дунаевский.

По его словам, авторы фильма решили не переносить на экран обсуждение и опровержение выдумок, процветающих до сих пор. Речь о мифическом радиорепортаже, который будто бы вели со стадиона на линию фронта, да еще и на позиции врага; об обстреле, прервавшем игру, а также о том, что футбольный матч стал ответом на вражеские листовки, в которых нацисты называли Ленинград городом мертвых.

Определенным плюсом является и то, что создатели фильма обратили внимание зрителей на единственную фотографию, запечатлевшую этот матч. Этот снимок сделал корреспондент ЛенТАСС Борис Васютинский, он был опубликован 2 июня 1942 года в «Ленинградской правде». Остается загадкой: почему в тот день в объектив его фотоаппарата попало много других спортивных событий, а на футбольный матч остался всего лишь один кадр? Версия авторов фильма весьма прозаична, но при этом достаточно убедительна: скорее всего, к моменту начала матча у Васютинского просто кончилась пленка. Ведь игра, как удалось точно выяснить, началась в пять часов, а не в десять часов утра, как это утверждалось раньше.

Вторым фотокором, добравшимся до матча, был легендарный ныне Борис Кудояров. Он не сделал там ни одного снимка, зато написал репортаж, опубликованный спустя несколько дней в «Комсомольской правде». И молодцы киношники, что показали обоих фотокорреспондентов на экране. Эти люди оказались не менее важными для истории, чем сами футболисты.