Отблеск вечного огня
Дунаевский Алексей
Блокадный футбол. - 09.11.2022.

Памяти футболистов-динамовцев,
погибших на фронтах Великой Отечественной войны

В 2022 году, в дни празднования 100-летия футбольного клуба «Динамо» СПб, к нашей группе, занимающейся созданием многотомной истории этой команды, присоединились два очень интересных человека – авторитетные фанаты «Динамо» Георгий Егоров и Владимир Тихомиров.

В какой-то момент им стало тесно в пространстве сегодняшней второй лиги, и они захотели как можно глубже проникнуть в историю любимого клуба. Для начала они увеличили свои немаленькие домашние коллекции за счет новых книг, вышедших по теме, а затем решили связаться с нами, чтобы, получив консультации, приступить к новому делу.

Георгий Егоров
Владимир Тихомиров

Оба уже – не молоденькие, и оба – с самыми серьезными намерениями. Верховодит в этом тандеме Георгий, поставивший перед собой и своим коллегой следующую задачу – розыск могил футболистов-динамовцев, невзирая на степень их известности.

Поначалу мы просто похвалили этих болельщиков и горячо пожелали им успехов, снабдив при этом некоторыми сведениями, но постепенно стали все более и более внимательно приглядываться к их работе. Парни не только искали и находили могилы, порой просто прочесывая кладбища, но и связывались с родственниками футболистов, раздобывали документы и фотографии и, наконец, стали оказывать определенное влияние на нашу собственную работу.

В итоге только за еще незавершенный 2022 год Георгий и Владимир нашли 89 могил, многие из которых привели в порядок, а некоторые и вовсе отремонтировали, организовав сбор средств на фанатской трибуне Малой арены «Петровского». Речь идет о пришедших в упадок могилах динамовцев блокадной поры. В данном случае мы с особым нетерпением ждали звонка от наших следопытов.

Не менее интересным для нас оказался их опыт, связанный с попыткой обнаружения одного захоронения, о чем я и решил рассказать сегодня. Огромной ценностью для истории петербургского «Динамо» является материал о тех футболистах, кто с оружием в руках защищал нашу страну на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них отдали свои жизни, другие скончались от ран в госпиталях. И с огромным сожалением придется признать, что до сих пор могилы целого ряда погибших динамовцев не обнаружены. Хоронили иногда в боевой обстановке, как придется, из-за нехватки времени и людей. Проходят десятилетия, и в очень многих случаях новым поколениям достаются лишь скупые строчки документов: «погиб под…» или еще хуже, «пропал без вести под…». Но потому и ценна работа неутомимых следопытов, поскольку они ищут и находят более точные сведения о павших в боях, и отдают им дань, подходя к захоронениям, которые сами и разыскали.

Иногда могила и не находится, но зато поиск приводит к обнаружению ценнейшего материала или максимально приближает исследователей к цели. Именно так произошло в случае с розыском могилы вратаря «Динамо» 1930-х годов Александра Кузьминского.

В настоящее время о нем известно довольно мало – футбольные интернет-ресурсы сообщают совсем немногое – Кузьминский Александр Николаевич (1910 г.р.). Вратарь. Выступал за ленинградские команды «Красная заря» (1934-1935) и «Динамо» (1936-1939), провел более полусотни матчей в Чемпионате и около десяти – в Кубке СССР. Играл за сборную Ленинграда (1937). Погиб 01.04.1944. во время боя у деревни Станки Псковского района Ленинградской области. Вот, собственно, и все.

Рассмотрев исходный материал, мы захотели решить задачу, следуя параллельными курсами. Егор и Володя взяли на себя деревню Станки, а мы – сопутствующую военной службе А.Н. Кузьминского документацию.

Первое, что выяснилось: деревень с названием Станки – великое множество! Нас же интересовали Станки в Псковской области. Но и тут есть препятствие. Вплоть до августа 1944 года те самые Станки относились к Ленинградской области. К тому же в настоящее время в Псковской области находится несколько населенных пунктов с таким названием. Отсюда и разночтения в документах о месте захоронения А. Кузьминского.

На какую же деревню нацеливаться? Ребята даже съездили на место, в, казалось бы, подходящую деревню, расположенную по дороге на Изборск (хотя линия фронта в апреле 1944 года находилась уже не там). Увы, по прибытии обнаружилась совсем крохотная деревня, жители которой (13 человек) ни о каком воинском кладбище и не слыхивали.

Другие бы на месте Георгия и его друзей бросили это безнадежное дело, но не тут-то было. Они решили надавить на палочку-выручалочку в нашей исследовательской группе – Александра Меркулова, специализирующегося на самых сложных и критических ситуациях.

Александр Меркулов

Пока они ждали от него ответа, мы решили навести порядок в биографических сведениях о нашем герое. И первое, что обнаружили – неправильно указанную дату рождения Александра Кузьминского. Странно, но в футбольном интернете везде значится 1910-й год, хотя такой общедоступный сайт как «Память народа» сразу выдаст несколько документов, в которых будет указан 1908-й. Кое-где, правда, можно встретить и 1909-й, но все равно указаний на 1908 год гораздо больше. Да и закреплен в итоговой справке 1908-й (см. ниже). Опережая вопрос об однофамильце, сразу отвечу, что речь в документах идет именно о нашем футбольном вратаре.

Разница в два года очень существенная, так как мы говорим о спортсмене, выступавшем в элитном дивизионе отечественного футбола по 1939 год включительно. То есть он завершил свою карьеру не в 29 лет, а в возрасте 31 года, что по тем временам было делом обычным. К тому же в состав «Динамо» образца 1939 года входили два более молодых вратаря Александр Василенко (1916 г.р.) и Лев Лихвинцев (1913 г.р.), а на горизонте появился третий – Виктор Набутов (1917 г.р.), который и вытеснил из команды более возрастного Лихвинцева.

Необходимо отметить в дополнение к уже известным футбольным данным, что Александр Кузьминский защищал ворота ленинградского «Динамо» в знаменитом матче, состоявшемся 22 мая 1936 года, который открывал Первый Чемпионат СССР. Ленинградские бело-голубые тогда обыграли на своем поле московский «Локомотив» со счетом 3:1. Игра вратаря «Динамо» была высоко оценена в газетном отчете:
«…стремительные мячи, направленные в сетку, останавливаются смелым броском Кузьминского, неплохо ведущего всю игру » («Смена»).

* * *
До начала войны оставалось чуть более полутора лет. К сожалению, пока неизвестно, как развивались события в жизни Александра Кузьминского в этот короткий период, но мы рассчитываем на помощь тех, кто находится в курсе дела.

Изучение воинских документов показало, что с момента призыва в армию летом 1941 года и вплоть до своей гибели старший сержант и командир отделения Александр Кузьминский служил в одной и той же части – 184 стрелковом полку 56 стрелковой дивизии. И погиб 1 апреля 1944 года в бою у деревни Станки. Указанные в документах координаты 90-78 сегодня мало что нам давали, поскольку местность очень сильно изменилась. Некоторые населенные пункты перестали существовать, а другие территории, где велись боевые действия, наоборот, оказались застроенными.

Тут в дело вновь включился Александр Меркулов, раздобывший с помощью Псковского городского Совета ветеранов карту и «Журнал боевых действий 184 сп 56 сд», в котором приводились подробности того боя. Читаем:

«1.04. 1944. Контратака основных сил противника была отбита силами пехотных подразделений и арт огнем орудий прямой наводки и группы ПП.

В 1.30 группа автоматчиков пр-ка при поддержке пулеметов скрытно подошла к штабу полка с северо-востока, севера, северо-запада и запада и открыв сильный автоматно-пулеметный огонь и освещая р-н боя ракетами атаковала штаб. Ведя бой в полукольце силами р. автоматчиков и взвода пешей разведки, отошли в юго-вост. направлении к шоссе, эвакуировав документы и вещи штаба, где и организовали оборону участка шоссе. При этом был убит полковник Фарафонтьев, ст. л-т Гольдман и к-ц Стульчиков.

Бои с вражескими автоматчиками велись с очень ограниченным запасом боеприпасов. После пополнения боеприпасами р-н Станки ночью был очищен от автоматчиков пр-ка и полк занял оборону. Немецкая группировка – остатки 212 пд. Пленных не было. Артиллерия и минометы пр-ка отказывали сильное огневое воздействие как по переднему краю так и глубине нашей обороны».

Военная карта 1944 года. Станки – в самом центре переднего края

Вот какими оказались ночь и утро 1 апреля 1944 года. Отразив с большими потерями вражеские контратаки, полк занял оборону на северной окраине деревни, прикрывая свою дивизию. Активные боевые действия во второй половине дня уже не велись, солдаты готовились к отражению новых контратак немецкой пехоты и танков.

Возможно, в этот момент относительного затишья наши и стали хоронить своих. Согласно воинским документам, Александр Кузьминский был похоронен 1 апреля в могиле № 185 (или 165, рукопись) у деревни Станки, координаты 90-78. Об этом известили жену погибшего.

Казалось, координаты позволят нам максимально приблизиться к могиле героя, чтобы отдать ему дань памяти и уважения со стороны болельщиков «Динамо» и исследователей истории ленинградского футбола. Однако нынешняя реальность сопротивляется этому. В указанном на карте месте никаких захоронений, да, собственно, и самой деревни Станки не оказалось. Остается надеяться на помощь экспертов из Артиллерийского музея, к которой мы уже прибегали. Возможно, они смогут спроецировать старые координаты на современную местность.

Так или иначе, но никакие трудности в пути не остановили Георгия и его группу, приступивших к активным консультациям с Александром Меркуловым, который, к счастью, медленно, но верно продолжал продвигаться вперед с помощью консультаций. Рассказывает сам Александр:

«Мне очень помогли псковские ветераны и поисковики. Виктор Егорович Андреев, председатель псковского городского совета ветеранов буквально «вел меня за руку». Это он прислал мне журнал боевых действий, показал на оперативной карте, где находилась нужная нам деревня Станки, и вообще очень многое разъяснил.

С другой стороны, руководитель группы поисковиков Псковской области Геннадий Корольков рассказал о том, как после войны происходили перезахоронения. В связи с необходимостью высвобождения пахотных земель, все небольшие (а местами и огромные) захоронения этого района переносили на мемориальное кладбище в деревне Стремутка. На сегодняшний момент в списках перезахороненных Александра Кузьминского нет, равно как и нескольких его товарищей, погибших в это время и захороненных в Станках согласно справке из военкомата, представленной на сайте «Память народа».

На 2023 год запланировано увековечивание в Стремутке еще 3500 человек, в т.ч. и А. Кузьминского. Проблема в том, что нет никаких официальных документов о перезахоронении или ликвидации захоронений в Станках. По информации поисковиков, все это велось абсолютно хаотично, никакого учета не было вообще».

Таким образом, в Стремутке сейчас увековечены погибшие в данном районе. Останки Александра Кузьминского, скорее всего, находятся именно там. В 2023 году его имя будет высечено на одной из панелей.

Но и о другом предполагаемом месте захоронения не следует забывать – той самой бывшей деревне Станки, где погиб наш герой и где он был первоначально захоронен. Что находится сейчас на этом месте, предстоит выяснить. Летом обязательно туда сьездим, походим, посмотрим, пофотографируем, порасспрашиваем.

Продолжение следует…

Мемориал в деревне Стремутка: