Стоп-кадр. Фото 6.

Тип ошибки: неверная датировка, неверная фиксация события

Неверная подпись: 31 мая 1942 года. Матч с участием «Динамо» и команды Н-ского завода. Стадион «Динамо».

Эту фотографию предоставил нам петербургский историк спорта Станислав Таратынов, выразивший уверенность в неточности подписи к ней. Данный снимок сопровождал выставку, посвященную 70-летию первого блокадного матча. Она была проведена на Малой Конюшенной улице и открылась 31 мая 2012 года. Фотографии располагались на основах-опорах, изображавших пирамидальные противотанковые надолбы. Некоторые фотографии, использованные на этой выставке, а также подписи к ним, вызвали сомнения и целый ряд вопросов.

 

Фото из архива Алексея Петрова

СКАЧАТЬ ФОТО В ВЫСОКОМ РАЗРЕШЕНИИ

Для начала воспроизведем подпись полностью:

Комментарий авторов сайта:

То, что это – не стадион «Динамо», становится ясно при первом взгляде на фотографию. Окрестности совершенно не те. Если же предположить, что авторы подписи перепутали «Динамо» со стадионом имени В.И. Ленина, то и здесь видна явная нестыковка. Первоначально действительно создавалось впечатление, что это — стадион имени В.И. Ленина с высящимся вдали Князь-Владимирским собором. Угадывались также очертания проспекта Добролюбова и начало Успенского переулка (ныне — Талалихина). Однако, внимательное изучение этого снимка позволяет отказаться от предположения, что это — стадион имени В.И. Ленина и его окрестности. Да и футбольные ворота расположены таким образом, что исключают проекцию как на проспект Добролюбова, так и на набережную Макарова.

Что же касается утверждения, что это – первый блокадный матч с участием мастеров «Динамо» и команды Н-ского завода, то следует просто сличить две фотографии. Выставочную, и хрестоматийный снимок, выполненный Борисом Васютинским 31 мая 1942 года. Взгляните еще раз на него.

Мы видим, что форма, в которой играл участник команды Н-ского завода Алексей Лебедев (в центре между двумя динамовцами), полностью темного цвета. А на кадре с выставки, трусы у всех без исключения «заводчан» – белого цвета. Что же касается динамовцев, то на снимке Б. Васютинского, на их футболках видна поперечная полоса, которая совершенно не просматривается на всех «картинках с выставки». Конечно, можно выдвинуть предположение, что качество снимков (тем более, что это кадры кинопленки) не позволяет разглядеть фирменную динамовскую полосу, но 31 мая 1942 года она была еще слишком контрастной, чтобы так «выцвести» на кинопленке. Другое дело, что по мере дальнейших выступлений «Динамо» она действительно выцветала, но только не в день первого блокадного матча.

Заручившись поддержкой эксперта в лице известного спортивного журналиста Алексея Петрова, в свое время серьезно исследовавшего историю блокадного футбола, мы отправились на стадион «Петровский», где еще раз внимательно рассмотрели все стенды-надолбы.

Вскоре Алексей, проявив должную наблюдательность эксперта, указал, что в коллаже, выполненном из отдельных, подчас не связанных друг с другом кинокадров, видны разные стадионы и, соответственно, матчи, состоявшиеся в разное время. Поэтому мы сделали общее предположение о том, что это фрагменты игр, проходивших в блокадную пору за пределами Ленинграда. Возможно, с участием казанских «Динамо» и «Зенита», созданных на базе эвакуированных игроков довоенных ленинградских команд мастеров.

Таким образом, благодаря выставке и видеоархиву РГАКФД мы знаем, что это, возможно, — матчи блокадного периода. Но соперник игроков в белой форме на этих фотографиях – отнюдь не команда Н-ского завода, а совсем другая. Не подходит и ни один из ленинградских стадионов, ни «Динамо», ни имени В.И.Ленина. А ведь на других спортивных аренах команда мастеров «Динамо» в 1942 году не играла. Да и нет никакой уверенности в том, что в кадрах фотоколлажа запечатлено именно ленинградское «Динамо».

Но, может быть, наши читатели подключатся к обсуждению этого вопроса и прояснят ситуацию?

Сегодня выставка, посвященная блокадному футболу, некогда проходившая на Малой Конюшенной, расположена на стадионе «Петровский» в районе запасного поля. Посетить ее довольно просто. Весьма вероятно, что наши читатели обнаружат там и другие нестыковки.

Р.S. И еще один момент на прощание. В неверной подписи под фотографией присутствует еще одна ошибка. Там есть ссылка на видеохронику РГАКФД. Но почему не на кинохронику? Ведь в кадре же хорошо видны перфорации на кинопленке! К тому же технология видеосъемки предполагает 60 кадров в секунду, а не обычные 24 кинокадра. Так что с «видео» образца 1942 года здесь явно перестарались.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *