11.06.2022. — П.А. Горбачеву — 111 лет

11 июня исполняется 111 лет со дня рождения Петра Александровича Горбачева, участника блокадных футбольных матчей, тренера, судьи всесоюзной категории.

Военные воспоминания П.А. Горбачева опубликовал в 2002 году в газете «Пенальти» ленинградский журналист Герман Алексеевич Попов:

Вот что рассказал мне в середине 1980-х годов Пётр Горбачёв, бывший полузащитник команды мастеров «Спартак» (Ленинград), которую до и после войны тренировал экс-капитан сборных нашего города и страны заслуженный мастер спорта Павел Васильевич Батырев:

– Все спартаковцы в 1941 году ушли на фронт, в том числе и наш тренер. Я прошёл школу санинструкторов в Тарховке, получил звание старшины медицинской службы. В декабре меня направили на Невскую Дубровку. До сих пор там земля перемешана с металлом. Под градом пуль и осколков мы, санитары, пробирались к левому берегу Невы (в тёплое время года на лодках) и переправляли с «Невского пятачка» на правый берег раненых. Здесь и меня ранило довольно серьёзно. После госпиталя я попал в батальон выздоравливающих и встретился там с динамовским тренером Михаилом Осиповичем Окунем. Он был начальником этого подразделения! Поговорили о футболе, хотя эта тема звучала не слишком актуально. В городе было очень худо с продовольствием, с топливом. Мой сынишка Юра, родившийся в декабре 41-го, прожил всего три месяца. Весной 42-го меня направили в 64-й отдельный батальон противохимической защиты. И оттуда вызвали на футбольные матчи. Пришёл я 31 мая на стадион «Динамо». Меня заявили за команду Металлического завода: по общему согласию её решили немного укрепить. Но выйти на поле я не смог, настолько был истощён. А в 1943 году играл в первенстве города за одну из армейских команд. Даже гол забил известному вратарю Льву Лихвинцеву из части Лобанова. Летом 44-го, когда наши дивизии рванулись вперёд на Карельском перешейке, ставил дымовые завесы при форсировании Вуоксы. Финляндия вышла из войны, наш батальон перебросили в войска маршала Рокоссовского, День Победы я встретил в Штеттине. После войны поиграл за «Зенит», за наш «Спартак», потом стал работать тренером. Самые первые блокадные матчи – это, конечно же, нечто особое…